Санкции запада против РФ может отменить суд ВТО


Набирающая накал торговая война Запада против России заставляет нашу страну искать способы защиты своих экономических интересов. Цена вопроса — устойчивое развитие не только отечественного топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплексов, но и локомотива нашей экономики — банковского сектора. Чтобы защитить себя, мы можем обратиться в суд Всемирной торговой организации (ВТО). Правовыми основаниями для этого наша страна располагает.

На прошлой неделе ЕС ввел в отношении России новый блок так называемых секторальных санкций, направленный на конкретные отрасли российского хозяйства. Их цель — три наиболее конкурентоспособных сектора экономики — «оборонка», топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и банковская сфера.

«Санкции… требуют юридического анализа. Но на первый взгляд они противоречат нормам ВТО. Думаю, что Россия, не колеблясь, будет добиваться соответствующего разбирательства в ВТО с целью их отмены», — заявил постпред России при ЕС Владимир Чижов.

По мнению эксперта в сфере правового регулирования международной торговли Сергея Лапина, у Россия есть шансы оспорить европейские меры в суде ВТО. Причем санкции против «оборонки» и ТЭК можно теоретически пробовать оспорить, ссылаясь на статью 11-ю Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Эта статья запрещает ограничения экспорта. А санкции в отношении российских банков можно оспаривать в суде ВТО, ссылаясь на нарушение уже другого международного документа — Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). При их оспаривании в ВТО можно пробовать сослаться на нарушение национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Если Россия обратится в суд ВТО, то ЕС будет ссылаться на общие исключения из правил ВТО, предполагает Сергей Лапин. Теоретически такой судебный спор продлится год-полтора. Но на практике разрешение подобных кейсов занимает 4-5 лет.

У России, кстати, тоже есть претензии к своим торговым партнерам. К качеству поставляемых ими продуктов. Поэтому и был приостановлен ввоз европейской свинины, молдавских фруктов, польских яблок, украинского молока, овощей и зелени. На очереди — виски из США. Во всех этих продуктах были найдены вредные вещества или организмы. Как объяснил «РГ» эксперт в сфере международной торговли, адвокат Владимир Чикин, Роспотребнадзор и Россельхознадзор имеют право прекратить импорт продуктов, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью российского потребителя. Импорт останавливается до устранения недостатков. Устраните — пожалуйста, везите снова.

Совсем в другой плоскости лежат санкции, коснувшиеся российского бюджетного авиапевозчика «Добролета». Это, можно сказать, «второй фронт».

«Это попытка вызвать недовольство у населения, особенно — у небогатых жителей нашей страны, на которых в первую очередь и рассчитан лоукост. А также — спровоцировать негативное отношение россиян к происходящему», — считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта НИУ «Высшая школа экономики» Федор Борисов. Но ожидаемого эффекта, к счастью, не произойдет, успокаивает эксперт, поскольку проект лоукост только-только запустился и еще не успел набрать обороты. Конечно, ситуация неприятная, но не фатальная. С другой стороны, ситуацию можно расценивать как послание, угрозу, намек на то, что Запад может действовать такими мерами и при желании — парализовать авиасообщение в нашей стране, считает эксперт. «У меня есть надежда, что в Европе здравый смысл возобладает и дальше «Добролета» эта история не пойдет, исходя из понимания того, что очень серьезный урон в этом случае понесут и иностранные перевозчики», — говорит Федор Борисов.

А что будет, если вдруг победит политика? По словам Федора Борисова, «Боинги» и аэрбасы составляют основную часть парка эксплуатируемых воздушных судов в России. И главный вопрос даже не в марке самолета, а через какую компанию осуществлялась их покупка. Если договор составлен через российского лизингодателя и есть российские центры по техобеспечению, то риски могут быть и меньше. Если вдруг возникнут аналогичные санкции по ограничению обслуживания самолетов иностранного производства, принадлежащих российским авиаперевозчикам, то проблемы будут. Но не только у нас.

Иностранным компаниям такой сценарий тоже крайне невыгоден, их ждут огромные убытки. И, безусловно лизинговая компания, которая отозвала договор с «Добролетом», уже несет потери.

Если будет масштабное противостояние России с Европой с попытками, например, запретить полеты «Аэрофлота» в Европу или над ее территорией, Россия вполне может отвечать симметрично. Вряд ли после этого европейские перевозчики смогут пользоваться небом над Сибирью. Если при этом китайцы, корейцы и японцы продолжат «летать по Транссибу», то европейские перевозчики окажутся в весьма незавидном положении.

Тем временем «война» продолжается. Украина намерена ввести санкции против компаний с российским участием. Речь идет о тех холдингах, которые работают на территории Украины и в которых доля российского капитала превышает 50 процентов.

Источник: Российская газета