Почти без Путина и России. Би-би-си показала телесериал об отравлении Скрипалей



Сериал открывает сцена, во время которой Сергея и Юлию Скрипаль находят в парке в бессознательном состоянии

На BBC One (телеканал Би-би-си, вещающий на Британию) вышла трехсерийная драма, которая рассказывает об отравлении Сергея и Юлии Скрипаль в Солсбери в марте 2018 года. В центре повествования — обычные жители города и те, кому пришлось столкнуться с последствиями нападения. И сами Скрипали, и роль России в этой истории остались за кадром.

В начале марта 2018 года живописный британский город Солсбери оказался в центре внимания всего мира — из-за совершенного там нападения, в котором Великобритания обвинила Россию. Спустя два года Би-би-си показала трехсерийную драму об отравлении Сергея и Юлии Скрипаль.

Впрочем, тех, кто ждал шпионский триллер о российских агентах, распространяющих «Новичок» в окрестностях ставшего знаменитым собора, ждет разочарование.

«Я хочу знать правду!», — говорит актер, играющий Стэна Стерджесса, отца 44-летней матери троих детей Дон Стерджесс. Она — единственный человек, погибший в результате отравления.

«Правда не для таких, как мы», — уставшим голосом философски отвечает актриса, сыгравшая роль матери Дон — Кэролайн Стерджесс.

На втором плане по телевизору показывают также ставшее знаменитым интервью российского телеканала RT с двумя предполагаемыми российскими агентами, которые, как считает Великобритания, осуществили нападение на Скрипалей.

  • В едином порыве сарказма: в соцсетях высмеивают интервью Петрова и Боширова RT

Однако поднятые на смех за это интервью «Петров» и «Боширов», которые рассказывают о своей любви к шпилям, появляются в кадре всего на несколько секунд. Не очень много времени уделяется и самим Скрипалям.

Создатели драмы «Отравления в Солсбери» (The Salisbury Poisonings) специально пытались сосредоточиться не на нападавших и последовавшем за их приездом в Солсбери дипломатическом скандале, а на том, как эта история отразилась на обыкновенных жителях города. Сюжет построен на подробных интервью с участниками тех событий.

Не шпионская драма

«Нам были интересны истории тех, кому пришлось иметь дело с последствиями всего этого кошмара, а не тех, кто его создал, — говорит Деклан Лон, написавший сценарий вместе с Адамом Паттерсоном. — Мы не хотели делать очевидное — в этом случае, видимо, шпионскую драму. Я надеюсь, нам удалось показать, что есть люди, которые за нас костьми лягут, — их работа не так видна, но именно они — стержень нашего общества».

Главные роли в фильме отведены отравившимся «Новичком» сержанту полиции Нику Бэйли, местным жителям Дон Стерджесс и Чарли Роули, а также Трейси Дашкевич, главе местного департамента здравоохранения — считается, что именно благодаря ее своевременным действиям удалось спасти сотни жизней.

Особое внимание уделено тому, чтобы представить Дон в более выгодном свете: в 2018 году таблоиды описывали ее как бездомную наркоманку. В фильме же ее борьба с алкоголизмом и попытки оставаться хорошей матерью показаны более деликатно.

Описания самого инцидента, однако, не избежать. В первые несколько минут сериала зрителям показывают ужасающую сцену: Сергей и Юлия, парализованные воздействием «Новичка», с пеной у рта сидят на скамейке. Люди проходят мимо них, по всей видимости, ничего не замечая, до тех пор пока Юлия не сползает на колени отца.

  • Bellingcat показал заявку на паспорт Петрова из Солсбери. На ней есть пометка от спецслужб

Не обошлось в фильме и без нескольких, пожалуй, очевидных сцен: в одной эксперт британской военной лаборатории Портон-Даун драматичным голосом рассказывает о том, сколько человек способна убить чайная ложка «Новичка»; в другой — тогдашний премьер-министр Тереза Мэй произносит в парламенте ставшее знаменитым выражение «highly likely» (с высокой степенью вероятности), описывая возможную причастность России к нападению.

Но таких сцен немного, и они сильно разнесены во времени, основной фокус остается на тех, кому пришлось справляться с последствиями инцидента.

Через призму коронавируса

Сержант Бэйли заходит в дом Скрипаля в защитной спецодежде, касается той самой дверной ручки, затем трогает свое лицо, протирая глаза под очками и заражая себя «Новичком».

Создатели драмы не могли предугадать, что их фильм будут смотреть в разгар пандемии коронавируса — когда такие понятия, как средства индивидуальной защиты (СИЗ), всеобщий карантин и концепция «невидимого убийцы» хорошо знакомы всем.

Поиски источника заражения, дезинфекция целых помещений и территорий, закрытие магазинов и ресторанов — и даже вторая волна (заражение Дон и Чарли в соседнем городе Эймсбери) — сходства историй о «Новичке» и Covid-19 потрясающи, хоть и не идеальны. Каждый раз, когда кто-то прикасается к поверхности или обнимает другого человека, зрителя охватывает этот недавно приобретенный страх заражения. Смотреть действительно некомфортно.

Съемки закончились 23 марта, всего за неделю до объявления в Великобритании всеобщего карантина. Настоящий Солсбери, однако, в фильме почти не фигурирует: создатели драмы понимали, что город с большим трудом восстанавливался после тех событий, и эти раны до конца не зажили. Вместо этого съемки проводились в городе Ньюпорт на юге Уэльса и в Бристоле.

«Путин меня достанет»


Одиз из главных персонажей сериала — Трейси Дашкевич, глава местного департамента здравоохранения

Хотя в основном сюжет строится вокруг эмоций Трэйси, Ника и их близких, российская сторона этого дела также, разумеется, присутствует.

Фильм начинается с кадров Владимира Путина и «чудовища с востока» (Beast from the East) — так прозвали циклон, накрывший Великобританию метелями за несколько дней до нападения в Солсбери в 2018 году. Метафора очевидна.

Отсылки к России присутствуют исключительно в новостных сюжетах. Но один из персонажей, вряд ли знакомый широкой аудитории, все же рассказывает кое-какие подробности о бывшем двойном агенте ГРУ.

«Они неправильно произносят его имя», — замечает актер, играющий Росса Кэссиди, когда по телевизору журналист говорит «Сергай Скёрпал». Росс и его жена Мо были соседями и друзьями Скрипалей.

Росс звонит в полицию, думая, что он был последним, кто видел Сергея перед нападением. Контртеррористическая полиция несколько раз допрашивает его о том, что он знал о двойном агенте и о его передвижениях до нападения.

Он рассказывает полиции, что Сергей заменил свой смартфон на «старый кирпич» и что во время поездки в аэропорт на встречу Юлии за ними следили мужчина и женщина на черном BMW.

«Он часто путешествует, но никогда не говорит мне, куда едет. Но недавно он сказал мне: «Путин меня достанет», — говорит Росс полиции. — Должно быть, он кого-то сильно разозлил».

Росс и Мо разрешили навещать Юлию в больнице, и эта сцена — второй и последний раз, когда зритель видит Скрипалей в фильме.

Главное зло

Главные герои вообще не говорят о России — и Россия в принципе играет второстепенную роль во всех трех эпизодах фильма.

Yulia Skripal/Facebook


Юлия Скрипаль была обнаружена на скамейке в Солсбери вместе с отцом

Достается от авторов, кстати, британскому правительству, которое вмешивается в работу Трейси в попытке успокоить общество. Трейси говорит, что полицейский участок, где работал сержант Бэйли, должен быть закрыт из-за риска заражения — но в правительстве не согласны, считая, что это лишь посеет панику. В конце концов следы «Новичка» обнаружены во всем участке, и Трейси оказывается права.

Главными злодеями, однако, предстают журналисты: работа СМИ в фильме показана нелестно — от диких домыслов, которые позволяли себе репортеры в первые дни после инцидента, и нелицеприятных характеристик по отношению к Дон Стерджесс — до нескончаемого преследования родственников замешанных в этой истории людей.

В конце фильма появляются прототипы героев: настоящую Трейси повысили по службе, а Чарли Роули до сих пор восстанавливается после отравления, так же, как и сержант Бэйли, который все еще работает в полиции.

Sturgess/Facebook


Дон Стерджесс — единственный человек, погибший в результате нападения

Родственники Дон Стерджесс начали судебное разбирательство в попытке узнать больше об обстоятельствах, которые привели к ее смерти. Фильм заканчивается трогательными кадрами из семейного архива, на которых Дон танцует со своей дочерью — в доказательство того, что она пыталась быть хорошей матерью.

Заметно, что авторы в основном молчат о Сергее и Юлии Скрипаль, которые, по сообщениям СМИ, уехали из Великобритании и сменили имена. Их историю еще предстоит рассказать.

Источник: BBC