Примерно в таком футляре для музыкальных инструментов, Карлос Гон сбежал из Японии
Холодной декабрьской ночью 2019 года в 22:30 бывший титан мировой автомобильной промышленности лежал в футляре для музыкальных инструментов на борту частного самолета и ждал, когда тот взлетит, чтобы покинуть Японию.
«Самолет должен был вылететь в 11 часов вечера, — вспоминает Карлос Гон. — Эти 30 минут ожидания в ящике перед взлетом, вероятно, были самым долгим ожиданием, которое я когда-либо испытывал в своей жизни».
В понедельник 19 июля суд в Токио вынесет приговор двоим американцам, которые помогли ему сбежать из Японии в 2019 году.
В эксклюзивном интервью Би-би-си Карлос Гон, бывший глава Nissan-Renault рассказал, как он специально переоделся, чтобы незаметно проскользнуть по улицам Токио, почему была выбрана большая коробка для музыкального оборудования, чтобы переправить его из Японии, и о том восторге, который он испытал, когда наконец приземлился на родине в Ливане (Гон родился в Бразилии, но корни его из Ливана).
Карлос Гон был арестован в ноябре 2018 года после обвинений со стороны Nissan в том, что он занижал данные о своей зарплате и использовал корпоративные средства в личных целях. Гон отвергает эти обвинения.
Его — поначалу спорное — решение сократить расходы в Nissan в конечном итоге было признано спасительным для автопроизводителя, который находился в состоянии глубокого кризиса.
Карлос Гон считает, что он стал жертвой борьбы Nissan против растущего влияния французского автогиганта Renault, которому по-прежнему принадлежит 43% японской компании.
Reuters
Карлосу Гону в Японии грозило до 15 лет тюрьмы по обвинению в махинациях с деньгами Nissan
«Шок и травма»
Описывая момент своего ареста в аэропорту Токио три года назад, Карлос Гон говорит: «Это было похоже на то, как если бы вас сбил автобус. Единственное, что я помню об этом моменте — это шок».
Карлоса Гона доставили в центр предварительного заключения в Токио, где ему выдали тюремную одежду и поместили в камеру. «Внезапно мне пришлось научиться жить без часов, без компьютера, без телефона, без новостей, без ручки — без всего», — вспоминает он.
Более года Гон находился под стражей или содержался под домашним арестом в Токио после освобождения под залог. Было неясно, когда состоится судебный процесс: опасались, что это может занять годы — и ему грозило еще 15 лет тюрьмы в случае признания виновным. И это в стране, где доля ообвинительных приговоров составляет 99,4%.
Когда после перевода под домашний арест Гону сказали, что ему нельзя общаться со своей женой Кэрол, он решил действовать.
Решиться на побег его подтолкнуло то, что ему запретили видеться с женой Кэрол
«Я понимал, что не могу показывать свое лицо, поэтому меня нужно было где-то спрятать», — говорит он.
«И единственный способ, который приходил мне в голову, — это поместить меня в коробку или в багаж, чтобы никто не мог меня видеть, никто не мог узнать меня, и тогда план [побега] мог сработать», — вспоминает Карлос Гон.
Идея использовать большой кофр, коробку, в которой обычно перевозят музыкальные инструменты, была «самой логичной, особенно учитывая что в то время в Японии проходило много концертов».
Но все же: как мог человек, некогда находившийся в Японии в статусе селебрити, а теперь — героя самого известного скандала, незаметно пробраться из своего дома в столице в аэропорт и сбежать за пределы страны?
По словам Карлоса Гона, план заключался в том, чтобы вести себя в этот день как можно более нормально. «Это должен был быть обычный день, когда у меня была бы нормальная прогулка, нормальнаяодежда, нормальное отношение и — внезапно все меняется».
Гону пришлось сменить деловые костюмы, которые он носил годами, будучи топ-руководителем глобального автомобильного концерна, на что-то более повседневное. Например, джинсы и кроссовки.
«Вы можете себе представить, что мне приходилось ездить в места, где я никогда не был, покупать одежду, которую я никогда не покупал, — рассказывает он. — Все это было частью плана, чтобы создать максимум шансов на успех и при этом абсолютно не привлекать к себе внимания».
Час X
Из Токио Гон отправился на сверхскоростном поезде-экспрессе в Осаку, где в местном аэропорту его ждал частный самолет. Но сначала его нужно было поместить в кофр для музыкального оборудования, который находился в соседнем отеле.
«Когда вы залезаете в глухую коробку, вы не думаете о прошлом, вы не думаете о будущем, вы только думаете о настоящем», — делится он.
«Вы не боитесь, у вас нет никаких эмоций, кроме огромной концентрации на том, что это ваш единственный шанс. Если вы его упустите, вы заплатите своей жизнью, жизнью заложника в Японии», — говорит Карлос Гон.
Из отеля в аэропорт кофр с Карлосом Гоном везли отец и сын Майкл и Питер Тейлоры, которые выдавали себя за музыкантов.
В целом, по подсчетам Гона, он находился в кофре около полутора часов, хотя по ощущениям «казалось, что это длилось полтора года».
Майкл Тейлор и его сын Питер помогли Карлосу Гону бежать и сейчас им грозит три года тюрьмы в Японии
Частный самолет вылетел вовремя, и Гон, который уже мог выбраться из футляра, летел всю ночь, с пересадкой в Турции и приземлился в Бейруте на следующее утро.
У Ливана нет договора об экстрадиции с Японией, поэтому оставаться там для него было безопасно.
Однако американцы Майкл Тейлор и его сын Питер, которые уехали в США, были выданы властям Японии, и теперь им грозит три года тюрьмы за помощь в организации побега.
Также за решеткой может отказаться Грег Келли, бывший коллега Карлоса Гона по Nissan, который по-прежнему находится под домашним арестом в Токио из-за обвинений в том, что он помог своему бывшему боссу скрыть личные доходы. Келли также отвергает обвинения.
«Мне сказали, что суд над ним, вероятно, завершится к концу этого года. И бог знает, каковы будут результаты этого судебного разбирательства, поскольку дело сфабриковано. Мне жаль всех людей, ставших жертвами системы правосудия в Японии, всех до единого», — говорит Карлос Гон.
Комментарий бизнес-редактора Би-би-си Саймона Джека:
Первопроходец? Визионер? Эгоист на грани мании? Аутсайдер? Гон, наполовину ливанец, наполовину бразилец — гражданин мира и сочетает в себе все эти качества.
Его жизнь больше похожа на жизнь главы государства, чем на жизнь автомобильного менеджера.
Являясь одновременно главой Renault и Nissan, он был причиной неприязни для многих в обеих компаниях. Сотрудники Nissan опасались, что он привнесет в спасенный им традиционный японский бизнес французские правила. А тем, кто работал в Renault, не нравилось, что он сторонится французского истеблишмента и избегает появления на страницах парижских светских журналов.
О необычайном взлете и внезапном падении менеджера Nissan и Renault сняли фильм «Карлос Гон: последний полет». Он вышел на телеканале Би-би-си 14 июля
Любой глава бизнеса глобального уровня должен уметь чувствовать политические нюансы. Тот факт, что Карлос Гон, проработавший почти 20 лет в Nissan, был полностью ошеломлен своим арестом в Токио, говорит о том, что он потерял связь с обеими корпорациями, которые он пытался сблизить.
В его истории есть все: высокомерие, корпоративная и глобальная политика и побег, достойный голливудского фильма. Он настаивает на том, что он не грешник, но человек, в отношении которого согрешили другие, и работает с юристами над тем, чтобы очистить свое имя.
А до тех пор он остается некогда большой рыбой, заброшенной в маленький пруд, живя в изгнании под вооруженной охраной в Бейруте.
Вряд ли это тот финал, которого он ожидал в необычной драме, перевернувшей его жизнь.