- Александр Кан
- обозреватель по вопросам культуры
Во вторник с опозданием почти на два месяца начинает работать очередной, 74-й по счету Каннский фестиваль — первый почти полноценный кинофестиваль с начала пандемии в марте прошлого года.
Самое примечательное в открывающемся во вторник Каннском кинофестивале 2021 года состоит в том, что это уже почти нормальный фестиваль.
После прошлогодней отмены, после практически полностью переведенного в онлайн Берлинского фестиваля в феврале Канн-2021 вновь, как и всегда, пройдет во Дворце фестивалей на легендарной каннской набережной Круазет.
Вновь будет выстелена красная дорожка, вновь у пирса будут толкаться дорогие яхты, вновь слетаются звезды и вновь, как происходит вот уже три четверти века, с самого первого фестиваля в 1946 году Канн и показанные здесь фильмы будет барометром, индикатором состояния мирового кино. Раненого зловещей пандемией, понесшего серьезные потери, но выжившего.
Непреходящая тень пандемии
И все же я не случайно употребил слово «почти». Пандемия отступает, но еще не ушла. Фестиваль, традиционно проходящий в мае, перенесен на июль. Многие карантинные ограничения сняты, но некоторые еще остаются, и тень коронавируса все еще нависает над праздником.
Еще один признак непреходящих последствий пандемии — состав жюри. Объявленный его председателем на Канне-2020 афроамериканский режиссер Спайк Ли в прошлом году остался не у дел, и теперь возглавит жюри Канна-2021, где вместе с ним фильмы конкурса будут судить французские актеры Милен Фармер, Тахар Рахим, Мелани Лоран, американка Мэгги Джиленхолл, французско-сенегальский режиссер Матти Диоп, его коллеги из Австрии (Джессика Хауснер), Бразилии (Клебер Мендонса Фильо) и корейский актер Сан Кан Хо.
Фильм открытия
В качестве фильма-открытия — тоже перенесенного с прошлого года выбран праздничный, веселый, карнавальный мюзикл «Аннет». Это первый экскурс в область музыкального фильма французского режиссера Леоса Каракса, известного автора таких нашумевших в свое время экспрессивных психодрам, как «Дурная кровь», «Любовники с Нового моста» и «Корпорация «Святые моторы».
Партнерами Каракса в «Аннет» в качестве авторов сценария и музыки выступили братья Рассел и Рон Мэйл из теперь почти забытой, но в 1980-е годы невероятно популярной рок-группы Sparks.
В главных ролях — американец Адам Драйвер в роли стэндап комика и француженка Марион Котийяр в роли его жены, оперной певицы. Стоит сказать, что Sparks в этом году переживают неожиданное возвращение на авансцену. Еще до фильма Каракса братья Мэйл стали предметом обстоятельного документального фильма «Братья Спаркс» режиссера Эдгара Райта.
Конкурс
«Аннет» принимает участие в главном конкурсе, что не очень характерно для фильмов, выбранных для торжественного открытия, и в этом тоже отличие нынешнего фестиваля.
Конкуренты в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь» у нее в этом году более чем серьезные. Впрочем, кода в Канне было иначе?
Американец Уэс Андерсон, несмотря на свою относительную молодость — ему едва перевалило за 50 — уже прочно утвердил себя в числе грандов мирового кино.
И если начинал он с психологических семейных драм («Семейка Тененбаум») то постепенно стал сдвигаться в сторону изобретательной и остроумной киноэксцентрики — «Водная жизнь Стива Зиссу», «Отель «Гранд Будапешт» — и даже анимации: «Бесподобный мистер Фокс», «Остров собак».
В таком же эксцентричном ключе выдержана и новая, включенная в каннский конкурс картина режиссера с длинным, трудно запоминающимся названием «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас Ивнинг Сан». Фильм есть не что иное как любовно- пародийное воспроизведение жизни и работы столь любимого режиссером и невероятно уважаемого в мире американского еженедельника New Yorker.
Как всегда у Андерсона, следует ожидать искрометного юмора, тем более, что в картине задействовано целое созвездие блестящих актеров: Бенисио Дель Торо, Эдриен Броуди, Тильда Суинтон, Леа Сейду, Фрэнсис МакДорманд, Тимоти Шаламе, Лина Кудри, Билл Мюррей и Оуэн Уилсон.
С не меньшим нетерпением ожидают и новую работу голландца Пол Верховена. Застолбив себе репутацию успешного мастера голливудских блокбастеров («Робокоп», «Основной инстинкт», «Шоугерлз») он вернулся к своим корням — европейскому арт-хаусу. Новый фильм называется «Непорочная дева» и рассказывает о жизни монахини-лесбиянки в католическом монастыре XVII века. В роли аббатиссы — нестареющая Шарлотта Рамплинг.
Таиландец Апичатпонг Вирасетакул уже получал в 2010 году «Золотую пальмовую ветвь» за картину «Дядюшка Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни».
Участвующая в конкурсе этого года «Память» — его первый фильм на английском языке — рассказывает о сюрреалистическом, полном слуховых галлюцинаций путешествии одинокой женщины по джунглям Колумбии. В главной роли — Тильда Суинтон, что уже само по себе гарантия качества.
Не без трепета ожидают синефилы вторую картину француженки Джулии Дюкорно. Ее полнометражный дебют «Сырое» — боди-хоррор с элементами каннибализма — произвел фурор в 2016 году. Новая картина «Титан», о которой известно лишь что вынесенный в название металл вживляется в голову человека, обещает быть не менее шокирующей.
Российские любители кино особенно ожидают появления в конкурсе нового фильма Кирилла Серебрянникова. Его предыдущая картина «Лето» о Викторе Цое и жизни ленинградского рок-андерграунда начала 1980-х годов была в конкурсе Канн в 2018 году и даже была удостоена награды — правда, весьма второстепенной, за лучший саундтрек.
Новый фильм «Петровы в гриппе» — экранизация вышедшего в 2016 году и удостоенного нескольких крупных литературных премий (НОС и «Национальный бестселлер») романа екатеринбургского писателя Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него».
Обычная бытовая ситуация — заболевание гриппом заурядного автослесаря с заурядной фамилией вскрывается сюрреалистическая, галлюцинаторная картина жизни постсоветского города.
Обладатели «Золотой пальмовой ветви» и других главных призов Каннского фестиваля-2021 будут объявлены в день его закрытия 17 июля.
Впрочем, один лауреат уже известен. «Золотую пальмовую ветвь за вклад в кинематограф» получит 58-летняя американская актриса и режиссер Джоди Фостер.