• Вт. Фев 9th, 2021

    ХХI Мировой Нефтяной Конгресс и ускорение развития северных территорий России

    Июн 19, 2014

    Мировой Нефтяной Конгресс – регулярный форум, который собирается один раз в три года, начиная с тридцатых годов прошлого века. Место собрания определяется тайным голосованием. По результатам выбора, который состоялся в Дохе в 2011 году, Москва стала столицей 21-го МНК, опередив Колумбию и Соединенные Штаты. Россия уже принимала подобное собрание в 1971 году, когда ее вклад в мировой объем добываемых углеводородов не был столь значительным.

    Более 80-ти стран мира представлено на этом форуме. Количество участников превышает 4,5 тысячи, среди них более 400 топ-менеджеров и лиц, возглавляющих нефтяные компании. В связи с волной критики, исходящей от ряда западных стран в связи с событиями на Украине, не все компании решили принять участие в собрании. Но круг таких предприятий ограничился только фирмами, работающими в канадской провинции Альберта. В результате никакого особого влияния на работу Конгресса этот демонстративный бойкот не оказал. Разве, что сами эти компании оказались за бортом процессов, происходящих в мировом нефтяном сообществе.

    Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин, также принимавший участие в работе представительного форума, убедился, что МНК-21 занимается не локальными проблемами, а вопросами глобального характера, определяя судьбу целых регионов, определяя стратегию развития на десятилетия вперед и разрабатывая основополагающие принципы дальнейшего международного партнерства.

    Естественно, его доклад касался, главным образом, развития приарктических территорий России, являющихся кладовыми полезных ископаемых планетарного масштаба. Климатические условия и слабо развитая инфраструктура этой области требуют международной кооперации не только в разработке залежей, но и в создании надлежащих условий жизни людей, обеспечения экономического и социального развития местных административных образований. Эти перспективы интересуют Игоря Кошина в первую очередь.

    Центральным предложением доклада стала идея создания нового морского порта Индига, в перспективе обещающего стать главным портом Северного морского пути. Он должен быть построен около существующего в данный момент поселка Индига и стать связующим звеном Европы и Азии через Арктику. Из него очень удобно проложить линии морского сообщения в Роттердам, китайские и японские порты, связав таким образом в единое целое геополитически важные регионы надежной и экономически выгодной морской дорогой, способной работать круглогодично.

    Территория НАО находится почти полностью за чертой Полярного круга, поэтому развитие этого региона является очень важным для освоения всей Арктики. В перспективе порт Индига должен быть интегрирован с транспортной системой Балтики и железной дорогой Воркута – Коноша. Это позволит надежно соединить приарктические территории и «материковую» Россию, включив Ненецкий автономный округ в полноценный экономический цикл страны. Выгоду из этого получат все – и страна, получив эффективный транспортный коридор для связи практически со всем миром, и НАО, требующий свежих финансовых вливаний для полноценного развития.

    Главной проблемой НАО на сегодняшний день является недостаточная развитость транспортного сообщения. Дороги, в обычном понимании этого слова, в округе почти отсутствуют. Большинство грузов промышленного и потребительского назначения доставляются по «зимникам» — путям, работающим только полгода. В остальное время для обычных транспортных средств они непроходимы. В то же время существует немало населенных пунктов, куда и по зимним трассам не добраться – существует только водный или воздушный путь.

    Исходя из этого – наиболее важным вопросом освоения северных территорий является создание сети полноценных автомобильных и железных дорог, связывающих приарктические области и соседние регионы страны. Это сулит не только большую экономическую выгоду, но и станет импульсом социального развития округа. Это не просто планы и проекты – работа в данном направлении началась. Согласно «арктическому плану», выдвинутому президентом Путиным выделено более 8 миллиардов рублей на окончание строительства и ввод в эксплуатацию автотрассы Нарьян-Мар – Усинск. Все работы по проекту производятся под личным контролем Дмитрия Медведева.

    Аркадий Дворкович, заместитель премьера, возглавляющий оргкомитет МНК, тоже принимает деятельное участие в реализации проекта. Он, в частности, курирует завершение работ на участке трассы длиной более 80 км, который в силу различных обстоятельств, образовал своеобразный «разрыв» на линии автодороги. Этот проект начался довольно давно, но только теперь правительство решило завершить его в кратчайшее сроки, что подчеркивает важность освоения северных областей.

    Но порт Индига не является единственным объектом, вокруг которого будет развиваться экономика округа. Это лишь часть экономической зоны, в которую будет входить и большое предприятие по производству сжиженного газа «Печора СПГ». По сути, порт создается для обслуживания этого завода, но его мощности позволят обслуживать и другие важные грузопотоки.

    Инвестиционный проект, подписанный Кошиным и Игорем Сечиным на Петербуржском экономическом форуме, предполагает мощный приток денежных средств в НАО, направленный не только на решение экономических вопросов, но и на развитие социальной структуры. Вспомним, на форуме по безопасности ТЭК в Астрахани президент России высказался, что нефтегазовые компании, работающие в регионах, должны не только заботиться об увеличении добычи, но, в первую очередь, обеспечить надлежащий уровень комфорта жителям территорий, где работают эти компании.

    Реализация этих планов возможна путем создания полноценной инфраструктуры, полной газификации территории и приведения потребительских цен к экономически обоснованным показателям. Благодаря договору с Роснефтью администрация НАО идет по пути реализации этих идей. Подтверждением тому служит и доклад руководителя НАО на МНК 21, формально посвященный разработке полезных ископаемых, а реально акцентированный на вопросах развития транспортной сети и инфраструктуры возглавляемого им округа.