• Сб. Апр 27th, 2024

Секреты ракеты С-400 показали на видео — Российская газета

Автор:Николай Быков

Янв 23, 2022

26 января московскому заводу «Авангард» исполнится 80 лет. Предприятие находится в центре Москвы, в десяти километрах от Кремля. Здесь изготавливают ракеты для зенитной системы С-400 «Триумф». В честь юбилея в цеха и лаборатории пустили съемочную группу «Военной приемки».

Волшебные рули

Корпус ракеты отливают из магниевого сплава — этот материал почти в два раза легче алюминия, но весьма специфичен в обработке. Чтобы избежать пожара и взрыва, все операции с магнием проводят в бескислородной среде. Форму перед отливкой чиcтят пылесосом, чтобы в ракетные отсеки не попала ни одна песчинка. В расплав время от времени пускают защитный газ — он также убирает примеси и поднимает на поверхность шлак. Его снимают шумовкой, как пенку с варенья. Температуру расплава, объем подаваемого газа и другие параметры контролирует компьютер. Напоследок жидкий сплав пропускают через кубики магнезита — это что-то вроде фильтра тонкой очистки, улавливающего последние частицы шлака. Образец каждой плавки остается на предприятии — он называется «свидетель» и используется в испытаниях на прочность.

Цилиндрические отливки ракетных отсеков проходят химическую и термическую обработку — они стабилизируют механические свойства сплава и фиксируют их на длительный срок. Зародыш будущей ракеты просвечивают рентгеном и подвергают другим тестам — всего их более 200.

Ракеты С-400 управляются при помощи двух комплектов рулей. Аэродинамические находятся на корпусе и раскрываются после запуска. Газодинамические спрятаны в сопле — они отклоняют реактивную струю твердотопливного двигателя.

— И те, и другие по-своему уникальны. Работают надежно, время использования… говорить не буду, — заметил генеральный директор ММЗ «Авангард» Денис Попков.

Золотая ракета

С-400 — очень умная система и электроники в ее ракетах хватает. Экранированный провод вручную прощупывается монтажниками на предмет изъянов. На этом участке работают только женщины — у них руки нежнее и чувствительнее. Провода в жгуты также сплетаются вручную.

— Роботы, которых мы тестировали, показали худшие результаты по сравнению с человеком. Наши монтажники выполняют операции быстрее и качественнее, — рассказала начальник электромонтажного цеха Елена Кулакова. Главное здесь качество — единственный дефект в многокилометровой электрической схеме ракеты может привести к срыву боевой задачи. Чтобы не запутаться в мешанине проводов, монтажницы используют особые столы, похожие на лекала, все соединения заливают герметиком, а особо важные контакты делают из золота. Собранную электросхему испытывают водяной ванной.

Отдельного рассказа заслуживает изготовление транспортно-пусковых контейнеров для ракет «Триумфа». Они не только защищают изделия от непогоды, но и обеспечивают вертикальный старт. Алюминиевые листы сворачивают в трубы, немного закаливают и покрывают защитной пленкой. Затем из цилиндров собирают ТПК, балансируют, испытывают на прочность и герметичность.

Одна из самых ответственных деталей — днище контейнера. Оно принимает на себя основную нагрузку при запуске ракеты. Днище отливают из алюминия и закаливают: разогревают до 500 градусов, а затем опускают в воду комнатной температуры. Собранные ТПК красят изнутри (робот) и снаружи (человек, как более внимательный и скрупулезный исполнитель). Цвет выбирает заказчик — контейнеры могут быть защитного цвета, песочного или в оговоренном камуфляже.

Пока готовится упаковка, ракету собирают и испытывают. В заводской лаборатории готовое изделие подвергают запредельным нагрузкам — в два раза больше тех, что могут возникнуть в полете. Если ракета их выдерживает, она признается готовой к отгрузке. Контейнер тем временем оснащают системой «холодного старта». Пиропатрон с газогенератором приводит в движение поршни, тем движутся по направляющим и выталкивают многотонную ракету в небо. Там включается маршевый двигатель и собранное с таким искусством и усердием изделие устремляется к цели.

В ходе тестовых пусков новой партии ракет С-400 выполнил тройной залп — довольно редкая процедура. Испытания прошли без замечаний.

Patriot против «Триумфа»

Любой человек, интересующийся зенитной тематикой, хотя бы раз задавался вопросом, что круче: американский Patriot или российский С-400. На него ответил один из самых сведущих в этой сфере людей.

— У С-400 существенно большая дальность: 400 километров против 100. Наша система способна работать по целям, летящим со скоростью большей, чем предел досягаемости Patriot. Третье отличие: минимальная высота перехвата. У американского комплекса это 50-60 метров, у нашего — существенно ниже. Проблема высоты заключена во взрывателе. Он не должен срабатывать от подстилающей поверхности. Поэтому в наших изделиях реализованы специальные сигналы и режимы. Также у С-400 больше дальность обнаружения цели, поскольку система может работать со внешними радарами, способными поднять антенну, скажем, над лесом. Наконец, у Patriot наклонный старт — это накладывает определенные ограничения: куда-то ракету можно довернуть, куда-то нет. Ракеты С-400 стартуют вертикально и затем поворачивают в нужную сторону, — рассказал «Звезде» Сергей Друзин, заместитель генерального конструктора концерна ПВО «Алмаз-Антей». Он также подтвердил способность «Триумфа» перехватывать гиперзвуковые цели. Предел возможностей ракет С-400 — 4800 метров в секунду, более 15 Махов.

Один из старейших работников ММЗ «Авангард», ведущий конструктор Надежда Харитонович главным достоинством ракет С-400 считает их надежность:

— Вероятность безотказной работы высока. Об этом говорят все испытания, которым мы подвергаем свои изделия. К тому же они крайне неприхотливы в хранении. В любой момент вы можете нажать кнопочку «Пуск» и пустить ракету.

Кстати

Один из самых ценных экспонатов в музее завода «Аванганрд» — фрагмент крыла американского самолета-шпиона U-2. Он был сбит в 1960 году во время разведывательного полета над СССР ракетой зенитного комплекса С-75. Ракетой, собранной на «Авангарде».

Источник: Российская газета