• Пн. Фев 15th, 2021

    Кому в России не хватает гаджетов — Российская газета

    Фев 15, 2021

    Один из рисков 2021 года, по прогнозам ООН, рост числа цифровых бедняков. Он наметился в пандемию, а самоизоляция обострила цифровое неравенство. Первые пострадавшие — молодежь от 15-24 лет. Их уже называют пандемиалами — поколением, часто лишенным доступа к «цифре». В России, по данным ВЦИОМ, на первый взгляд все гладко: 82 процента подростков живут в Сети, а вот интернет как машина — личный «комп» — доступен лишь 47 процентам из них. Дома, часто один на четверых (родители и двое детей), компьютер имеют до 51 процента детей.

    По данным СПЧ, из трех миллионов детей из малообеспеченных семей, где почти нет компьютерной домашней техники, лишь 50 тысяч человек через фонды и НКО получили гаджеты для удаленного обучения. То есть «дистанционка» доступна не всем. Поэтому, настаивают правозащитники, сначала миллионы школьников надо обеспечить оборудованием, которого не хватает у 39-40 процентов российских семей. Как выход СПЧ предлагает выделять средства из госбюджета на дистанционное образование. И вышел с этой инициативой на президента России и Госдуму.

    Среди 15 поручений, данных президентом России Владимиром Путиным СПЧ до конца 2021 года, есть поручение N 2 — создание «Цифрового кодекса» прав человека. У него три составляющих — правовое упорядочение работы иностранных IT-платформ, создание концепции защиты прав граждан в цифровом пространстве и разработка «дорожной карты» по росту цифровой грамотности людей.

    «Дорожная карта» ставку делает на общественную цифровизацию — школ. При этом, по данным Аналитического центра при правительстве РФ, за 2020 год средний уровень «домашней» цифровизации (один компьютер дома) составляет до 69 процентов, а по отраслям экономики — 54 процента.

    Однако, как посчитали в РЭУ имени Г.В. Плеханова, в мире у 30 процентов молодых людей нет доступа к цифровому образованию, в России этот показатель тоже растет — с 17 процентов в 2018 году до 19 в 2021-м. И дело не только в доступе к наукоемкой технике, но и социальном окружении — не хватает преподавателей, а те, что есть, не обладают базовой цифровой компетентностью. Но главное — пока не растет спрос на применение цифровых навыков на рынке труда. Что будет, если общество, живущее в обеспеченной цифровой реальности, начнет сжиматься и расти его часть, которая в «цифре» не приживается?

    Рост числа «цифровых» бедняков расслаивает современное общество, но противоядие цифровому неравенству есть

    — Рост числа «цифровых» бедняков расслаивает современное общество, — считает член СПЧ, президент компании «Крибрум» Игорь Ашманов. — И тут нам нужны альтернативы иностранным цифровым платформам, вовсе не потому, что они стали инструментом деструктивного влияния. Такова данность — надо запускать национальный видеохостинг и разрабатывать свою бизнес-модель его функционала.

    «Дорожная карта» проектируемого «Цифрового кодекса» исходит из того, что школьное обществознание надо превращать в тренинги по безопасности, а образование не дистанцировать онлайн, а «вводить элементы ремесла». Педагоги настаивают на том, чтобы делать доступными детские курсы блогеров, учить детей навыкам волонтерства, участия в социальных проектах и лишь потом учить ориентиру в игровых приставках, которые часто воспринимаются ими как смысл социальных сетей.

    40 процентов российских семей не имеют гаджетов для дистанционного образования

    — Надо понимать: вряд ли высокотехнологичные места достанутся вчерашним выпускникам, — считает Игорь Ашманов. — Бизнес неохотно нанимает людей без опыта работы и часто «режет» расходы на обучение.

    Но надежда есть. По прогнозу Аналитического центра при правительстве РФ, 34 процента наукоемких компаний расширяют свой штат под «цифру». Так они зовут государство вкладываться в переподготовку кадров. Благодаря этому к 2030 году могут появиться до 500 тысяч новых рабочих мест.

    Источник: Российская газета