Российские дилеры не могут договориться с General Motors


Как стало известно «Ъ», между покидающим российский авторынок американским концерном General Motors (GM) и его бывшими дилерами возник конфликт вокруг отступных. Стороны расходятся в понимании срока окупаемости вложений дилеров в закрывающиеся салоны, в итоге их оценки отличаются на порядок. Также дилеры, которых у GM в РФ более трехсот, недовольны условиями сервисных контрактов. По мнению участников рынка, затягивание переговоров выгодно концерну: он тем временем распродает стоки, оставляя дилерам все меньше инструментов давления.

Американскому автоконцерну General Motors, который в марте объявил об уходе с российского рынка, не удается договориться с дилерами, рассказывают «Ъ» источники на рынке. По словам ряда игроков, GM будет рассчитывать компенсации с учетом того, что срок окупаемости дилерских центров составляет пять лет, но дилеров это не устраивает. Коммерческий директор ГК «Автомир» (Chevrolet, Ford, Opel, Toyota и др.) Виталий Горшенков оценивает окупаемость таких инвестиций в 8-12 лет. Кроме того, говорят собеседники «Ъ», GM готов компенсировать лишь стартовые затраты на идентификацию (создание центра под конкретный бренд), но очевидно, что дилеры хотели бы возместить ущерб по максимуму, и большинство из них утверждает, что переформатировать торговые площадки под другие бренды сложно и требует больших инвестиций.

В GM и дилерских компаниях переговоры не комментируют. Пока источникам «Ъ» неизвестны случаи выплаты компенсаций. Компания обещала это сделать до конца года, говорят они. Дилеры ожидают, что выплаты начнутся в третьем квартале, но отмечают, что на заявки с запрашиваемыми суммами компенсаций по большей части нет ни положительных, ни негативных ответов. Один из источников «Ъ» утверждает, что крупный дилер просил у GM компенсацию в 400 млн руб., но автоконцерн был готов возместить лишь несколько десятков миллионов рублей. Другой собеседник «Ъ» среди дилеров поясняет, что у GM есть инструменты давления — угроза расторжения авторизованного сервисного контракта. Это может особенно болезненно сказаться на крупных дилерах с наработанной клиентской базой, отмечает источник «Ъ».

GM работает в России с 1992 года, сейчас представлен в стране марками Chevrolet, Opel и Cadillac. По оценкам Российской ассоциации автодилеров, у GM в России 310 дилеров Opel и Chevrolet. В 2001 году GM создал СП с АвтоВАЗом, выпускающее внедорожники Chevrolet Niva, в 2004 году автоконцерн начал сборку машин на мощностях калининградского «Автотора», а в 2008 году запустил завод в Петербурге. В марте на фоне падения российского авторынка GM объявил о прекращении всей сборки в РФ и переходе к продажам лишь импортных Cadillac и дорогих Chevrolet. В 2014 году концерн продал в России 189,5 тыс. машин, заняв 7,6% рынка. В январе—июне продажи упали на 67,6%, до 32,2 тыс. машин, доля рынка составляла уже лишь 4,1%.

По данным «Ъ», одна из последних встреч между топ-менеджментом GM и дилерами прошла в середине июля. Как рассказывает один из источников «Ъ», последние остались недовольны предложенными автоконцерном условиями продления сервисных контрактов. В частности, среди таких требований — пять рабочих мест (подъемников) в сервисе. Собеседник «Ъ» уверяет, что для региональных дилеров это бессмысленно, поскольку там нет столь существенной загрузки. Также GM требует, чтобы дилеры обеспечивали половину скидки в 20% на запчасти, которую концерн хочет дать потребителям. Конкретных решений или документов по этим вопросам еще нет, уточняют собеседники «Ъ». Один из них подчеркивает, что затягивание ситуации может быть выгодно автоконцерну: «желание GM платить компенсации дилерам падает пропорционально объему склада», который можно было бы арестовать при подаче иска в суд. По информации источника «Ъ», сейчас на складах GM осталось порядка 4,5 тыс. машин, которые при текущих темпах продаж могут быть проданы до октября.

Источник: Коммерсант