Клиентов просят доплатить за купленные путевки


Из-за резкого подорожания евро и доллара клиенты туроператоров столкнулись с требованиями доплатить за уже приобретенные туры. Это единственный способ расплатиться с партнерами, которые выставляли счета еще до взрывного роста курсов, утверждают компании. Все зависит от условий договора, говорят эксперты: в некоторых случаях операторы действительно могут требовать доплаты, а при отказе от тура – взимать штраф до 100% стоимости поездки.

О том, что туроператоры начали просить клиентов доплатить за ранее проданные туры, вчера заявила представитель Ростуризма Ирина Щеголькова. В агентство поступило несколько десятков аналогичных жалоб от туристов: клиентам предлагают либо внести дополнительные средства, либо сократить продолжительность поездки, приводит ее слова ТАСС. По мнению госпожи Щегольковой, некоторые туроператоры не успели перевести средства иностранным контрагентам до резкого роста стоимости валюты и пытаются компенсировать убытки за счет клиентов. В случае отказа от тура операторы смогут потребовать от клиента выплату штрафа в размере до 100% стоимости путевки, напоминает она. Какие именно турфирмы рассчитывают получить доплаты, в Ростуризме не уточняют.

Как выяснил «Ъ», доплатить за ранее оплаченные туры просят, в частности, клиентов оператора «Интерюнион». Авиаперевозчики не выписывают номинированные в евро билеты для групп раньше чем за две недели до вылета, объясняют в компании. «Выходит, что деньги клиентов мы взяли по курсу 53 руб. за евро, а расплачивались с контрагентами уже из расчета 67 руб.»,– рассказывают в «Интерюнионе». При средней стоимости перевозки на европейских направлениях в €200 размер доплаты мог составлять около 2,8 тыс. руб. Как объясняют в «Интерюнионе», принимать деньги заранее отказываются практически все авиаперевозчики, за исключением «Аэрофлота».

Туроператоры действительно могут просить агентов и клиентов доплатить за тур, если такая возможность предусмотрена в договоре, объясняет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Оценить, сколько туроператоров пользуется этой схемой, невозможно, объясняет она, никакой закономерности нет. Чаще дополнительные средства требуются, если туркомпания не успела заранее оплатить перелет или размещение. Но на некоторых направлениях возможности заранее внести деньги просто нет, уточняет госпожа Ломидзе.

В «Сети магазинов горящих путевок» рассказывают, что около половины туроператоров перекладывают риски за скачки курса национальной валюты на агентства. Эта норма не беспокоила продавцов, пока колебания не превышали 10-20 коп. в день, но теперь создает проблемы, говорят в компании. Роста числа отказов от новогодних туров при этом в компании не отмечают. По словам представителя «Сети магазинов горящих путевок», туроператоры иногда просили доплатить за путевки и раньше, ссылаясь на увеличение расходов на размещение или перевозку. Если речь идет о полностью оплаченных пакетах, в случае отказа клиентам предлагают расторгнуть договор и вернуть ранее внесенные средства, уточняют в компании.

Президент партнерства «Альянс туристических агентств» Александр Гаврилов считает, что крупные игроки редко включают в договоры право требовать доплату: «чаще так работают небольшие нишевые игроки, которые сами занимаются продажей туров». Представители Tez Tour и TUI Travel заявили «Ъ», что не включают в договоры возможность доплаты. «Мы номинируем стоимость путевок в евро, деньги при этом принимаются в рублях по внутреннему курсу компании, который рассчитывается на основании ставки ЦБ»,– объясняет представитель TUI.

Источник: Коммерсант