Страстная суббота


Страстная суббота Страстной недели, посвященная воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад (согласно вероучения большинства христианских конфессий), также она является приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье.

В этом году Страстная суббота Страстной недели выпадает на 4 мае.

Службы Великой субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения, и ряд литургических особенностей этого дня прослеживается уже в памятниках IV века («Паломничество Эгерии»). К числу таких особенностей можно отнести следующие:

Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения. В связи с этим в богослужении Великой субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.

По обычаю важнейших постных дней литургия совершается после вечерни (как в Великий четверг, навечерия Рождества Христова и Богоявления).

В этот день совершалось крещение оглашенных, в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения.

Сегодня Великая суббота 2013 года. Что нельзя делать, что можно делать и каких правил нужно придерживаться в этот день Страстной недели перед Пасхой?

Великая суббота или иначе Лазарева суббота или, как ещё говорят, Страстная суббота 2013 года перед Пасхой — это суббота Светлой седмицы, которую все православные христиане посвящают воспоминаниям о пребывание Христа в гробу и сошествии его в Ад, дабы избавить души покойных от тяжелых страданий. Великая суббота является последним днем приготовлениям к Пасхе.

Для тех православных верующих, кто соблюдает пост, Великая суббота Страстной седмицы перед Пасхой считается самым строгим касательно ограничений. Это касается как еды, так и действий человека.

Не постящимся следует в этот день ограничиться в повседневной суете дел, воздержаться от всех мирских дел, посвятив день Великой субботы Страстной недели приготовлению к Светлой Пасхе, молитвам и посещению храма.

Про то, что можно и что нельзя делать в Великую субботу Страстной седмицы, про приметы и обычаи написано немало, но четкой информации по этому поводу нет.

Нет ни одной статьи, в которой бы говорилось, что можно и что нельзя делать перед праздником Пасхи.

В данной же статье Вы узнаете, что можно и что нельзя делать в Страстную (Великую субботу) перед Пасхой и что можно есть в Страстную субботу.

Страстная суббота 2013 года: что нельзя делать?

Что нельзя есть и пить:

— нельзя употреблять скоромное;
— до 3 часов ночи с субботы на воскресенье нельзя разговляться;
— нельзя топтать ногами остатки праздничной пищи;
— нельзя употреблять спиртные напитки.

Досуг:

— нельзя справлять дни рождения и свадьбы;
— нельзя танцевать и петь;
— нельзя заниматься сексом;
— нельзя рыбачить и охотиться.

Домашняя работа:

— нельзя делать уборку, гладить, стирать, мыться;
— нельзя работать на огороде;
— нельзя заниматься рукоделием;
— нельзя заниматься строительством и выполнять другие работы.

Духовная деятельность:

— нельзя отказывать людям в их просьбах;
— нельзя поминать усопших (ходить на кладбище и навестить родителей разрешается);
— нельзя драться, ругаться и драться, ссориться и спорить.

Придерживайтесь этих простых правил Страстной субботы 2013 года и начинайте готовиться к празднованию Пасхи.

Великая Преблагословенная суббота — так именует этот день Святая Церковь, воспевая на Литургии вместо Херувимской песни: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы ангельские со всяким началом и властию, многоочитые херувимы и шестокрылатые серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия».

Тело Иисуса Христа было снято с Креста и погребено в пещере, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому, тайному последователю Христа. По обычаю иудейскому, тело Христа было умащено благовониями и обвито четвероугольным широким платом — плащаницей. Вход в пещеру, где был погребен Спаситель, был завален огромным камнем. Злоба синедриона догадалась еще и приставить ко гробу стражу, так как иудейские начальники боялись, что ученики тайно унесут тело Учителя и скажут, что Он воскрес. А ученики и забыли в тот час все предсказания Господа о Воскресении. Их сердца, любящие Учителя, были полны великой скорбью.

Синаксарь этого дня говорит, что Страстная седмица превосходит все дни Великого поста, но в самой Страстной седмице самый великий день — это Великая и Святая Суббота. И как при творении мира, создав в шестой день человека, в седьмой день Бог почил от всех дел Своих и освятил седьмой день. Так и ныне, Господь, в шестой день воссоздав истлевшую грехом человеческую природу, обновив Живоносным Крестом и смертию, в настоящий день упокоился. Христос — Слово Божие — снисходит с плотию во гроб, сходит и во ад с нетленною и Божественною Своею душой. Но во аде Господня душа не могла быть удержана, искупительным подвигом Спасителя разрушена власть смерти. Христос изводит из ада души праведников, которые до этого времени там пребывали.

На Утрени Великой субботы поется 17-я кафизма. После каждого стиха кафизмы поются или читаются краткие песнопения, посвященные искупительному подвигу Спасителя, Его погребению, прославляющие Господа. Называются эти песнопения «Похвалами». Кафизма разделяется на три части или «статии», которые соответствуют разделению кафизмы на «славы». После каждой статии положена малая ектенья. После третьей статии прежде ектении поются воскресные тропари «Ангельский собор удивися». При пении 17-й кафизмы с «Похвалами» священнослужители с возженными свечами стоят перед Плащаницей. Молящиеся также стоят со свечами.

После пения Великого славословия при пении «Святый Боже…» Плащаница поднимается и выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг храма, чем изображается погребение Господа. Настоятель держит в руках Евангелие и идет под Плащаницей, а священники несут Плащаницу, подняв ее. Несению Плащаницы предшествуют идущие со свечами и двумя лампадами. За Плащаницею следует молящийся народ. По внесении Плащаницы обратно в храм, поется тропарь «Благообразный Иосиф…» и читается паремия, в которой рассказывается видение пророка Иезекииля о будущем воскресении мертвых. Затем следует чтение Апостола, в котором говорится, что Господь есть наша Пасха, наш Искупитель, и читается Евангелие, повествующее о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи.

Литургия служится по чину святителя Василия Великого и соединяется с вечерней. На вечерне на «Господи воззвах» уже поются воскресные стихиры 1-го гласа. После песнопения «Свете тихий» читаются 15 паремий. После чтения 6-й паремии, повествующей о чудесном переходе евреев через Чермное море, певчие поют слова Библейской песни «Славно бо прославися». Чтение паремий заключается пением песни трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки».

На литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…», напоминающий об обычае крестить оглашенных в Великую Субботу. Затем поется прокимен «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе…», после чего читается Апостол. После апостольского чтения перед чтением Евангелия вместо «Аллилуия» поется стих из 81-го псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», перемежаясь с возглашением остальных стихов 81-го псалма. Во время этого пения в алтаре священнослужители меняют облачения с черных постовых на белые. Также меняются на белое облачения престола и аналоев в храме. Таким образом, к времени чтения Евангелия, которое возвещает о воскресении Господа, все облачается в светлые одежды.

Вместо Херувимской поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча…». Вместо «Достойно» — ирмос 9-й песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Причастен — «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».

После литургии бывает благословение хлеба и вина, которыми раньше подкрепляли себя для слушания чтения книги Деяний апостольских и последующей Пасхальной службы, т.к. в древности литургия в этот день служилась вечером. По современной практике, литургия в Великую субботу служится утром. Вечером читается книга Деяний апостольских (полностью), после чего следует Полунощница, на которое поется канон Великой субботы.

По окончании Полунощницы или во время ее, все священнослужители в облачении благоговейно переносят Плащаницу в алтарь и возлагают на престол. На престоле Плащаница остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении.

В Великую субботу на Гробе Господнем происходит чудо схождения Благодатного огня. Упоминания об этом чуде встречаются очень рано, с первых веков христианства. Многие пытались и пытаются опровергнуть это чудо, но пока это еще никому не удалось. Первым свидетелем чудесного света во Гробе Господнем был апостол Петр. Как поется в седальне 8 гласа на воскресной утрени: «…и скóрый Петр предстá ко Гробу, и свет зря во Гробе, ужасашеся».

И вот уже две тысячи лет сходит Благодатный Огонь на Гроб Господень. В Великую субботу в храме гасятся все свечи и не остается никакого огня. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, рядом кладутся 33 свечи – по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Православный Патриарх входит в Кувуклию для молитвы. Перед этим его тщательно обыскивают, чтобы исключить подлог. Армянскому архиерею дозволяется войти в придел Ангела. Нет определенного времени, когда сходит Огонь. Иногда в молитве проходит 5 минут, иногда 10, иногда 20… были случаи, что ждали час и два. Перед схождением Огня в храме бывают видны голубоватое свечение, всполохи, отдаленно напоминающие зарницы. Причем, эти вспышки происходят и высоко под куполом, и ниже, и они не соответствуют вполне никакому земному природному явлению. Иногда сами собой зажигаются лампады. Когда сходит Благодатный Огонь, то от свечей Патриарха он молниеносно разносится по храму. И от множества свечей и светильников храм превращается буквально в море огня. Причем, Благодатный Огонь первое время не обжигает и он более белого цвета, не такой, как обычный земной огонь. Иногда от него происходят чудесные исцеления. То, что испытывает человек, ставший свидетелем этого Чуда, словами передать невозможно, да и не нужно — слишком это трепетное и сокровенное.

Когда-то армянское духовенство добилось у властей того, чтобы православные не были допущены ко Гробу в Великую субботу. Армяне тщетно ожидали Благодатного Огня в Кувуклии. Православный же Патриарх с паствой молились на улице. Тогда Огонь вышел из колонны у входа в храм (слева), образовав трещину, которую видно и поныне.