Автоматические коробки передач облегчают езду на автомобиле, но из-за принципиальных отличий по конструкции при незначительных поломках могут обездвижить автомобиль. В тех ситуациях, когда машины с механикой благополучно заводятся и продолжают движение, транспортные средства с АКПП быстро не починишь и приходится вызывать эвакуатор, чтобы транспортировать машину в сервис.
Невозможно стартовать с «толкача»
Из детства многие помнят, как заводили автомобили наши деды и отцы в эпоху тотального дефицита запчастей. Старый аккумулятор, который уже не держит заряд зимой, невозможно было быстро поменять на новый. Поэтому выкручивались, как могли. Кто-то менял электролит и уносил батарею домой в надежде сохранить заряд. Но и они иногда просили соседей подтолкнуть транспортное средство. Чтобы завести двигатель на машинах с механической коробкой, можно было включить зажигание, поставить в трансмиссии «нейтраль» и подождать пока два или три человека придадут ей достаточное ускорение для проворачивания коленвала. После включения второй передачи исправный мотор, как правило, заводился.
С автоматической коробкой это не помогает. Ее конструкция не позволяет принудительно включать передачу при неработающем моторе. Если бы это произошло в то время как первичный вал не вращается, насос не создал давления масла, то неизвестно, как включатся соленоиды, куда направится жидкость, какие фрикционы сработают. Попытка старта с толкача может погубить трансмиссию. Поэтому заводить мотор придется другими способами. Хотя «с толкача» сейчас редко кто трогается даже с механикой.
Необходимость дополнительного прогревания
Еще одна сложность эксплуатации автомобиля с АКПП зимой касается дополнительного прогревания трансмиссии. Если машина с механикой, постояв на морозе несколько минут, уже может отправляться в путь, то автомат более капризен. При температурах ниже -10 градусов требуется закладывать дополнительные 5 минут на приведение автоматической трансмиссии в рабочее состояние. После этого важно начинать движение аккуратно, без резких разгонов на высоких оборотах двигателя. Особенно не любит экстремальных морозов вариатор. Эта коробка уже при -15 гр переходит в аварийный режим и не дает шкивам расходиться в крайние положения.
Снижение ресурса из-за нагрузок
Из-за сложности конструкции автоматической коробки, у нее заметно меньший ресурс. Отдельный радиатор охлаждения, масляный насос, пакеты фрикционов и прочие сложные системы чувствительны к морозам и загрязненному маслу, отчего требуют внимания владельца. Частые нагрузки и езда на повышенных оборотах приводят к поломкам. До капитального ремонта недорогая автоматическая трансмиссия может проходить разве что 150 тыс. км, в то время как механическая коробка намного надежнее. Она выхаживает 300 тыс. и больше без серьезных поломок. Требуется только менять диски сцепления и масло.
Езда враскачку приводит к поломкам
Автоматические коробка плохо сочетается с бездорожьем. Если она стоит на обычной легковой машине, то выбраться из снежных сугробов бывает трудно. Порой так наметет, что колеса по оси оказываются в сугробах. Чтобы выбраться на механике достаточно раскачать машину, включая переднюю и заднюю передачи. Автомобиль входит в резонанс с колебаниями и за счет инерции пробивает снег.
Однако на «автомате» эту операцию не повторить. Коробка не допускает быстрого переключения режимов R и D. Кроме того, при попытке сделать это морозным утром после холодного запуска есть риск повредить механизмы частыми сменами режимов. Дело в том, что при переводе селектора из D в R задействуется несколько сложных устройств, не рассчитанных на частые срабатывания. Если включать их несколько раз в минуту да еще и под нагрузкой, то под угрозой поломки оказываются клапана гидроблока.
Источник: АиФ