• Пт. Апр 19th, 2024

Сенсация века: знаменитую Ave Maria написал русский композитор Вавилов

Автор:Николай Быков

Апр 3, 2023

Как следует из названия, Благовещение — праздник в честь благой вести. Вести о том, что «в роду человеческом родится Богочеловек, Спаситель». Согласно Евангелию, Благую весть Деве Марии о том, что Она станет Матерью Сына Божьего, принес Архангел Гавриил.

Возвышенные слова, с которыми посланник Бога обратился к юной девушке Марии, легли в основу одной из самых любимых молитв христианства. В православии они звучат так: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах (между женами)…» А в католичестве эту молитву называют просто по первым двум словам обращения — Ave Maria («Радуйся, Мария»).

«Благовещение». А. А. Иванов. 1850 г. Фото: wikipedia.org

И как только мы начнем набирать в интернете это величественное приветствие Архангела Гавриила на латыни — Ave Maria — перед нами появится множество вокальных произведений с таким названием: от Гуно, Верди, Листа до Дворжака и Сен-Санса. Долгое время популярней всего была Ave Maria Франца Петера Шуберта. Но к началу века XXI самой любимой, самой узнаваемой стала мелодия под авторством не столь известного Джулио Каччини.

Уверена, каждый из нас не однажды слышал эту поразительную мелодию — в кино или в исполнении известнейших солистов мира. Отчего-то в этой арии, нет даже не в арии, в вокализе, всего два слова — Ave Maria, но сама музыкальная молитва так возвышенна, так боговдохновенна, что, услышав ее хотя бы раз, уже никогда не забудешь. Она действует напрямую, здесь душа говорит с душой.

А дальше настоящие чудеса и обещанный детектив. Если набрать, например, на YouTube Caccini Ave Maria — не важно, в исполнении какого итальянского вокалиста, произведение включили в свой репертуар все звезды бельканто, — то в комментариях можно прочитать: «Non е Giulio Caccini, е il compositore russo Vavilov — Это не Джулио Каччини, это русский композитор Вавилов!» Итальянцы знают. А вот мы пока не очень.

Обычный гений Владимир Федорович Вавилов родился 5 мая 1925 года в Ленинграде, в обычной рабочей семье. Правда, как свидетельствуют очевидцы, его отец — обычный сапожник — латая ленинградцам обувку, имел обыкновение насвистывая, выводить высокохудожественные рулады, вплоть до оперных арий. Мама Надежда великолепно пела. В детстве Володя немного учился музыке — во Дворце пионеров, там его наставником по игре на гитаре был легендарный аккомпаниатор Шаляпина и Собинова — Петр Иванович Исаков.

В 1943-м Владимир Вавилов ушел на фронт, защищал Родину, был ранен. После демобилизации рядовой Вавилов музыку не оставил и, работая механиком на заводе, параллельно учился в ленинградской Музыкальной школе для взрослых им. Н.А. Римского-Корсакова.

Семиструнная гитара, забытая у нас после революции, была первой любовью Вавилова. Владимир Федорович не просто досконально ее изучил и стал виртуозом, гастролирующим по всей стране с самыми прославленными исполнителями, но и создал первый советский самоучитель игры на семиструнной гитаре. Вот в этом сборнике наш скромный гений впервые и проявил себя как композитор, приписывающий свои произведения другим, более именитым авторам.

Тратить силы и время на то, чтобы презентовать себя в качестве композитора, пробиваться Владимир Федорович не хотел: гений Вавилов, видимо, чувствовал, что жизнь скоротечна, а вот музыка нет. Рекламаций от предшественников не поступало: возможно, они улыбались из своих небесных высей, глядя, как русский солдат, новенький среди них, небожителей, сочиняет музыку хрустальных сфер, скромно приписывая ее былым творцам.

Сочиняет и растет — как виртуоз, как мастер, дотянувшийся до неземного! Именно в «Начальный курс игры на семиструнной гитаре», считают искусствоведы, вошли композиции Вавилова, которые он приписал таким мастерам прошлого, как А.О. Сихра, М.Т. Высотский — ноты этих сочинений в архивах умерших «авторов» так и не были найдены.

Владимир Федорович Вавилов. Фото: wikipedia.org

Следующей и последней любовью Вавилова была лютня — в СССР дотоле никому не известная. Вот тут-то уж многогранный гений Владимира Федоровича развернулся вовсю — изучая картины художников Средневековья, собирая информацию об инструменте буквально по крохам, Вавилов сначала разработал чертежи диковинки. А когда уникум изготовили, Вавилов не только научился виртуозно играть, разработал табулатуру для будущих лютнистов, но и сочинил для лютни не менее восьми произведений. Три из них — мировые шедевры.

То ли в конце 60-х, то ли в 1970-м фирма «Мелодия» выпустила грампластинку «Лютневая музыка XVI — XVII веков». Исполнителем и редактором диска значился наш герой. Диск мгновенно стал сверхпопулярен — еще бы! Открывала его дивная мелодия Франческо Кановы да Милано (уверена, вы все ее споете даже ночью без запинки!) А дальше — безупречное звучание никогда прежде не слышанных в Советском Союзе опусов средневековых композиторов: Каччини, Ганс Нейзидлер, Байф…

«Лютнист». Караваджо, 1595 г. Фото: wikipedia.org

Только вот дело в том, что и для мира все эти произведения, кроме разве что английской народной песни «Зеленые рукава», тоже были в новинку. Через десятилетия после того, как «Ave Maria Каччини» покорила мир, искусствоведы опомнились и стали искать по архивам ноты всех вновь обретенных шедевров. Так и выяснилось, что первоисточников-то и нет. Что автор — наш «редактор и составитель В.Ф. Вавилов». Это в СССР 70-х можно было заморочить голову худсовету, сказав, что Ave Maria принадлежит известному композитору и певцу, аккомпанирующему себе на лютне, Джулио Каччини. А в Италии все ноты придворного музыканта двора Медичи наперечет.

Искали-искали итальянцы среди партитур вновь обретенную Ave Maria, а потом догадались отдать ее на стилистическую экспертизу. И выяснилось: написать такую музыку можно было только в веке XX, эпохе барокко музыкальные приемы нашей Ave Maria были еще неведомы. Позже произошедшее назовут «величайшей мистификацией века», или даже «сенсацией века».

Грампластинка «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Фото: wikipedia.org

Интересно, что, приписав былым гениям почти все произведения диска «Лютневая музыка XVI-XVII веков», сам Вавилов рядом с Ave Maria поставил: «Неизвестный автор». Видимо, именно эта мелодия-молитва была Вавилову особенно дорога. В своем беззаветном служении музыке он готов был остаться ее безымянным солдатом. Позже, чтобы дать вокализу ход на радио и сцену, советские исполнители стали рядом с Ave Maria указывать — Джулио Каччини. Сейчас, когда авторство точно атрибутировано, многие на Западе пишут два имени — «Каччини — Вавилов»: первого, потому что вокализ сначала прославился под этим именем, а Вавилова как истинного автора.

Ну а кто-то, как, например, латвийская певица Инесса Галанте, чаще всех исполняющая Ave Maria на мировой сцене, Вавилову в авторстве упорно отказывает — видимо, неприязнь ко всему русскому выше чувства благодарности гению, чей талант не только прославил тебя, но и кормит!

Владимиру Федоровичу, презревшему мишуру славы и денег, все эти игрища давно все равно. После выпуска «Лютневой музыки XVI-XVII веков» всего через каких-то три года, в 47 лет, Вавилов ушел от нас — рак поджелудочной. Господь забрал Свое гениальное дитя. А нам оставил музыку.

Три шедевра Владимира Федоровича Вавилова

1. Ave Maria. В прижизненном издании Вавилов написал «Неизвестный автор». В 1975 г., уже после смерти В.Ф. Вавилова, чтобы облегчить арии дорогу к слушателю, одна из первых исполнительниц произведения поставила рядом с названием имя Джулио Каччини (1551 — 1618 гг). Хотя среди его опусов Ave Maria не значится. Стилистический анализ доказал: такая музыка не могла быть написана в XVI-XVII вв.. Но до сих пор, даже в России, в качестве автора называют итальянца. Список исполнителей шедевра исчисляется сотнями.

2. Канцона (канцона — по-итальянски «песенка»). Мелодию Вавилов приписал Франческо Канова да Милано (1497 — 1543гг.). В 1972 году Анри (Андрей) Волохонский написал на Канцону стихи, песня «Город золотой» («Над небом голубым…») стала культовой после того, как прозвучала в фильме С. Соловьева «Асса». В фильме авторов песни тогда не указали. Сейчас «Город золотой» исполняют даже на японском языке.

3. Ричеркар. Вавилов приписал пьесу некоему Николо Нигрино. В авторитетных энциклопедиях такого имени нет, скорее всего имя выдумано Вавиловым. И у нас, и на Западе, Ричеркар В. Ф. Вавилова используют для озвучки фильмов о шедеврах мировой живописи.

Источник: Российская газета