• Чт. Мар 28th, 2024

Высокоскоростную магистраль Москва Казань построят на деньги КНР

Автор:Николай Быков

Май 8, 2015

«Ъ» стали известны детали российско-китайского меморандума по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань стоимостью 1,07 трлн руб., который должен быть подписан сегодня. По данным «Ъ», России пришлось согласиться на ключевое требование Пекина — строить ВСМ на основе китайского оборудования. России, видимо, удастся несколько увеличить объем китайских инвестиций и кредитов: сверх предполагавшихся 302 млрд руб. может быть выделено еще 52 млрд руб., но КНР требует предоставления под них госгарантий.

По мнению экспертов, Пекин может и не сильно настаивать на четких параметрах окупаемости, поскольку добился главного — рынка сбыта для своей машиностроительной продукции.

Сегодня Минтранс России, госкомитет Китая по развитию и реформе, ОАО РЖД и China Railway в присутствии президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина подпишут меморандум о сотрудничестве в рамках строительства ВСМ, рассказал «Ъ» источник, знакомый с подготовкой документа. Меморандум содержит пока лишь базовые параметры сотрудничества — ключевые суммы инвестиций и основные обязательства сторон, но конкретные детали придется согласовать и включить в концессионное соглашение до конца года. В ОАО РЖД и ОАО «Скоростные магистрали» (отвечает за проект) содержание документа вчера обсуждать отказывались.

Строительство первой в России высокоскоростной магистрали обсуждается уже несколько лет. После того как в 2012 году правительство сочло нецелесообразным направление Москва—Петербург, ОАО РЖД переключилось на маршрут Москва—Казань (770 км). Новая дорога должна была сократить время поездки с 11,5 до 3,5 часа, но основной проблемой оказалась огромная стоимость строительства — 1,07 трлн руб. По последнему плану ВСМ рассчитывали построить в четыре этапа: первый участок Москва—Владимир собиралось строить ОАО РЖД (384,1 млрд руб., из них лишь 31 млрд руб.— собственные средства монополии), остальные три — Владимир—Нижний Новгород, Нижний Новгород—Чебоксары и Чебоксары—Казань — предлагалось отдать концессионерам (стоимость участков — 684,4 млрд руб.). Но большую часть проекта предлагалось финансировать государству, хотя уже в 2013 году, после начала замедления экономики, стало понятно, что в бюджете таких денег нет и не предвидится. Монополия рассчитывала и на 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния, но решение не было принято. В итоге премьер Дмитрий Медведев в 2014 году выражал мнение, что со строительством ВСМ стоит повременить «и дождаться чуть более энергичной экономической ситуации». ВСМ планировалось запустить к чемпионату мира по футболу-2018 в России, сейчас график ввода смещен на декабрь 2020 года. Выделение первых 3,5 млрд руб. на проектные работы по ВСМ правительство согласовало лишь в этом году.

При этом на протяжении всего 2014 года ОАО РЖД пыталось найти инвесторов для ВСМ среди иностранных компаний, преимущественно в Китае (см. «Ъ» от 15 мая). Но конкретные договоренности были достигнуты только в этом году: в конце марта в ОАО РЖД заявили, что China Railway предложила участвовать в российском проекте. Кроме того, как говорили собеседники «Ъ», среди заинтересованных кредиторов числится Банк развития Китая. Но, как признавались источники «Ъ», переговоры осложнялись тем, что китайская сторона хочет как можно больше компонентов импортировать в РФ (это обычное требование партнеров из КНР практически в любых совместных промышленных и инфраструктурных проектах, предлагаемых российскими компаниями). В конце апреля консорциум «Мосгипротранса», «Нижегородметропроекта» и China Railway Eryuan Engineering Group стал единственным участником, подавшим заявку на конкурс по проведению инженерных изысканий и разработку проектной документации для ВСМ.

По словам собеседника «Ъ», в рамках меморандума российская сторона согласилась на использование в ВСМ китайских технологий и оборудования (у КНР уже есть большой опыт строительства своих высокоскоростных железных дорог). При этом стороны оговорили возможность локализации технологий и производства оборудования, но подробных параметров пока не прописано. Но особо оговорено, что, если каких-то комплектующих или оборудования в России нет, будет использоваться только китайская продукция.

Источник: Коммерсант