Военные заказы загрузили российские верфи на 80%


Российское судостроение все больше ориентируется на военные заказы: в прошлом году, несмотря на количественный перевес сданных гражданских судов, более 80% денег верфям принесли корабли. Еще два года назад их доля была меньше половины. В 2016 году доля гражданских заказов может упасть до 15%, считают эксперты. В таких условиях, уверяют источники «Ъ», мощности предприятий под гражданские проекты фактически не развиваются. Но на фоне секвестирования военных расходов запланированные объемы гособоронзаказа могут быть перенесены или вовсе урезаны.

В 2014 году объем заказов, выполненных судостроителями РФ, упал на 41%, до 177 судов, следует из рейтинга агентства «Infoline-Аналитика» Infoline Shipbuilding Russia Top (есть у «Ъ»). Количество построенных судов сократилось как в гражданском, так и в военном секторе — верфи сдали 112 гражданских судов (63% от общего портфеля) и 65 военных кораблей, в 2013 году эти показатели были на уровне 170 (56%) и 131 судно соответственно. Но в денежном выражении рынок снизился относительно уровня 2013 года всего на 3%, до 219,9 млрд руб. Об этом пишет Коммерсант.

Это произошло в первую очередь благодаря военным заказам, на которые пришлось порядка 80% от общего портфеля (177,7 млрд руб.), их объем в деньгах увеличился на 3,5%. Например, в прошлом году северодвинский «Севмаш» (входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию — ОСК) сдал две атомные подлодки общей стоимостью 61 млрд руб. Но стоимость выполненных гражданских заказов упала на 26,5%, до 44,1 млрд руб. Крен в сторону военных заказов был и в 2013 году — тогда на корабли приходилось около 75% портфеля заказов верфей. Но еще в 2012 году, когда рынок был на уровне 145,1 млрд руб., гражданские заказы обеспечивали 55% стоимости, а в 2011 году гражданский портфель был и вовсе на уровне 63%.

В 2015 году тенденция роста доли военного заказа в общей стоимости судов, построенных в РФ, сохранится. По оценке главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в этом году из-за роста стоимости оборонного заказа и военного экспорта на 30% при стагнации стоимостных объемов гражданского заказа доля последнего снизится примерно на 5 п. п., до 15%. «При резком росте процентных ставок по кредитам и лизингу и стагнации в промышленности объемы спроса на суда у российских заказчиков будут сокращаться»,— отмечает он. Эксперт подчеркивает, что снижение цен на нефть и санкции чреваты переносом проектов на шельфе и «ставят под угрозу строительство на российских верфях танкерного флота, обслуживающих судов и платформ».

С этим согласны источники «Ъ» среди судостроителей, которые отмечают, что перспектива полноценного запуска «суперверфи» «Звезда» на Дальнем Востоке (проект «Роснефти», ОСК и ГПБ) в 2018 году «выглядит весьма туманной» с учетом «затянувшегося строительства и несформированного портфеля заказов». Есть проблемы со строительством шельфовой техники на астраханском «Росшельфе» (бывшая «Каспийская энергия»). Например, в 2014 году платформа ЛСП-1, заказанная ЛУКОЙЛом (см. справку), была выведена в море «далеко не в финальной стадии готовности» и сейчас достраивается вахтовым методом, говорят источники «Ъ». Есть сложности и со строительством ледоколов ЛК-25 и головного ЛК-60 на Балтзаводе.

В итоге, отмечают источники «Ъ» в отрасли, крупнейшие верфи («Севмаш», «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи» и др.), традиционно ориентированные на гособоронзаказ, «продолжают уделять ему наибольшее внимание». По их словам, новых мощностей, способных исполнять гражданские заказы, «пока не создано». «Гражданское направление чаще развивается в рамках не самых крупных верфей, таких как Окская судоверфь»,— говорит один из источников. Как подчеркивает другой собеседник «Ъ», «сейчас, при отсутствии компетенций по строительству сложной шельфовой и гражданской техники, очевидно, что заказы на нее продолжат уходить на зарубежные, в первую очередь корейские верфи, и реальных, а не запланированных предпосылок к перелому тенденции пока нет».

Но источники «Ъ» добавляют, что на фоне сокращения расходов на оборону и военный заказ в дальнейшем тоже может резко сократиться. По госпрограмме вооружения на 2011-2020 годы на переоснащение ВМФ планируется выделить около 4,7 трлн руб., то есть четверть от общего объема ее финансирования. Средства должны пойти в первую очередь на разработку и закупку новых образцов надводных и подводных кораблей (это приоритетная для моряков задача), а также на ремонт и модернизацию кораблей. Но в дело может вмешаться нестабильная экономическая ситуация: в рамках госпрограммы за черту 2017 года уже перенесено более 500 млрд руб. и, по словам источника «Ъ» в правительстве, подобная практика будет использоваться в дальнейшем. Перспективы следующей госпрограммы для корабелов также не слишком радостны: еще в 2013 году замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов заявлял «Ъ», что флоту «нужны корабли со сроком службы не 30, а 50 лет, способные пройти пять-шесть модернизаций». То есть военные будут стремиться уходить от практики закупки большого количества кораблей. Эта позиция в Минобороны, по данным «Ъ», осталась неизменной.