• Пн. Авг 30th, 2021

    Православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы — Российская газета

    Автор:Николай Быков

    Авг 28, 2021

    28 августа православные отмечают великий праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Причем праздник этот настолько важен, что не ограничен одним днем, нет. Вплоть до вечера 5 сентября в храмах будут говорить об Успении Божией Матери и читать молитвы в честь этого события. Хотя это на первый взгляд странно. Ведь получается, христиане отмечают как торжество день смерти Богородицы, потому как древнерусское слово «успение» означает засыпание, сон, а в отношении Божией Матери — смерть, кончина.

    Ее спеленутое тело

    Сложили в молодом лесу.

    Оно от мук помолодело,

    Вернув бывалую красу.

    Уже не шумный и не ярый,

    С волненьем, в сжатые персты

    В последний раз архангел старый

    Влагает белые цветы, —

    это Александр Блок, сумевший удивительно тонко передать нам сразу два мотива Успения Пресвятой Богородицы: сдержанную печаль расставания, печаль неизбежную, когда мы теряем того, кто нам близок. И тихую, еще неясную радость от того, что сердце ощущает: это расставание не навечно, за этим расставанием тайна, и оно еще обернется встречей.

    Христиане потому и чествуют событие смерти Богородицы как праздник, что понимают: Христос победил смерть. Победил, даровав каждому путь спасения. Поэтому самый большой праздник христиан — Пасха, Светлое Христово Воскресение. А праздник Успения раньше часто называли Богородичной Пасхой.

    Так что же произошло в тот день, когда тело усопшей Матери Христа спеленали и положили в гробницу, как мы знаем, в гробницу Гефсиманского сада? Точное время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Согласно преданию Мать Христа после распятия Своего Сына скромно жила в доме апостола Иоанна Богослова — в Иерусалиме и Эфесе (западное побережье Малой Азии), проводя время в молитве. Тоскуя и скорбя об ушедшем Сыне, Мария часто приходила на то место, где Она видела Его последний раз — на Елеонскую гору, откуда уже Воскресший Христос много лет назад вознесся на небо. Во время одной из молитв на Елеонской горе перед Богородицей предстал архангел Гавриил и возвестил Ей, что через три дня Она перейдет в вечность.

    Мы помним, что архангел Гавриил являлся Деве Марии не единожды. Много лет назад в Назарете он принес Ей благую весть, что Она родит Христа, Сына Божия. На этот раз он тоже принес Ей весть — о том, что через три дня Она закончит Свой скорбный, полный страданий земной путь и перейдет на небо, где будет вечно пребывать со Своим Сыном и Богом Иисусом Христом. Именно о нем, об архангеле Гаврииле, пишет Блок: «Уже не шумный и не ярый,/С волненьем, в сжатые персты/В последний раз архангел старый/Влагает белые цветы». Здесь эпитет «старый» употреблен в смысле «прежний», тот, что был раньше, когда сообщал (в Церкви говорят «благовествовал») Богородице о главном событии Ее жизни — Рождении Спасителя.

    Марии, получившей известие о близкой кончине, очень хотелось в последний раз увидеть учеников и сподвижников Иисуса. Но апостолы в то время были далеко от Палестины — каждый из них уже начал свое служение, неся людям благую весть о Воскресении Христовом. И вот тогда, как рассказывает предание, по молитве Божией Матери — а для Пресвятой Богородицы нет ничего невозможного — все апостолы, кроме Фомы, сверхъестественным образом оказались в Иерусалиме, у Нее в доме, на горе Сион. Апостолы и провели с Богородицей последние дни Ее земной жизни.

    Как и предрек архангел Гавриил, Успение случилось на третий день. Внезапно горница, где находились Богородица и апостолы, озарилась светом, и все увидели Христа в сиянии божественной славы. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудное явление и видели, как душа Божией Матери разлучилась с телом и Христос принял ее в Свои руки. Как некогда Богоматерь держала на руках Младенца Иисуса, так теперь Ее Сын и Бог, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимал на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается душа Богородицы на православных иконах праздника. И это символично: смерть для живущих истинно христианской жизнью не конец, а начало, рождение в жизнь вечную. Встреча живой души с Живым Богом.

    Божию Матерь похоронили в Гефсиманском саду. Но когда на третий день после погребения в Иерусалим прибыл опять опоздавший апостол Фома (помните, как он пропустил явление апостолам Воскресшего Христа!) и захотел поклониться телу Богородицы, открывшие гробницу увидели там только пустую плащаницу. Подобно Своему Божественному Сыну Дева Мария была и телом восхищена на небо.

    «Успение Пресвятой Богородицы», икона в технике лаковой миниатюры. Д. Головченко. Фото: РИА Новости

    И стражей вечному покою

    Долины заступила мгла.

    Лишь меж звездою и зарею

    Златятся нимбы без числа.

    А выше, по крутым оврагам

    Поет ручей, цветет миндаль,

    И над открытым саркофагом

    Могильный ангел смотрит в даль, —

    так Блок изобразил торжество жизни в миг, который, казалось бы, был кончиной. Богородица родилась среди людей, но в Ней осуществилась вся возможная человечеству святость, потому и говорят: «Пресвятая Дева Мария». Перейдя в мир иной, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, она усыновила всех нас — объяв всех, даже отъявленных грешников, Своею Любовью как Покровом. Отныне Она стала Матерью всем нам, нашей Милостивой Спасительницей и Заступницей.

    Смерть для христианина не антоним жизни, а сама жизнь, переход от веры в очевидность

    Наши предки не просто верили в это заступничество и ждали его, праздник Успения Пресвятой Богородицы считался праздником всей Владимиро-Московской Руси. Сделав Владимир столицей, князь Андрей Боголюбский воздвиг там Успенский собор. А когда столицей стала Москва, Успенский храм поставили в Кремле.

    «Теплой Заступницей мира холодного» называл Богородицу Михаил Лермонтов. А Семен Липкин посвятил Божией Матери настолько пронзительные строки, что стоит процитировать здесь весь стих.

    Когда мне в городе родном

    В Успенской церкви, за углом,

    Явилась Ты в году двадцатом,

    Почудилось, что Ты пришла

    Из украинского села

    С ребенком, в голоде зачатом.

    Когда царицей золотой

    Ты воссияла красотой

    На стеклах Шартрского собора,

    Глядел я на Твои черты

    И думал: понимала ль Ты,

    Что Сын Твой распят будет скоро?

    Когда Казанскою была,

    По озеру не уплыла,

    Где сталкивался лед с волнами,

    А над Невою фронтовой

    Вы оба — Ты и Мальчик Твой —

    Блокадный хлеб делили с нами.

    Когда Сикстинскою была,

    Казалось нам, что два крыла

    Есть у Тебя, незримых людям,

    И Ты навстречу нам летишь

    И Свой полет не прекратишь,

    Пока мы есть, пока мы будем.

    Источник: Российская газета