• Вс. Апр 11th, 2021

    Фестиваль «Дубль дв@» показывает кино молодых — Российская газета

    Автор:Николай Быков

    Апр 11, 2021

    «Смерть нам к лицу». Реж. Борис Гуц. В ролях Александра Быстржицкая, Даниил Пугаёв, Екатерина Волкова, Полина Ауг. 77 мин. 16+

    Сюжет сбивает с ног. Любящая друг друга пара: Петр и Маша. Маша с веселым вызовом судьбе готовит свои похороны: у нее рак, жить осталось недолго. Выбирает цвет гроба, договаривается о макияже, хочет уйти красивой. Петр подавлен, но скрывает это, всячески поддерживает любимую, отвечает на ее шутки и только иногда смотрит умоляюще: прекрати, невозможно это вынести! И пытается любым способом добыть денег на лечение…

    Режиссер Борис Гуц рассказал «РГ», как возникла трагическая тема внешне легкого, часто смешного фильма:

    «Пять лет назад я сам столкнулся со смертью. Лежал в реанимации и теперь живу под дамокловым мечом — мне обещали, что через пять лет скорее всего меня не станет. И все годы я думал об этом фильме, который показал бы, чем и как я жил и живу — высмеивая смерть, выбирая себе надгробия, придумывая посмертную надпись на камне… Такая жизнь через смех, через черный юмор, через любовь — потому что все эти события очень сильно отозвались в сердце моем и моей девушки. Прогнозы врачей не оправдались — как они считают, произошло чудо. Мы как-то выкарабкались, и я хотел снять об этом фильм. Так что Маша в фильме — это, в сущности, я. Вообще, я пишу и снимаю только о том, что знаю лично. У нас на Высших курсах сценаристов и режиссеров преподавал Кшиштоф Занусси, и он предостерегал: не снимайте то, что видели по телевизору!».

    Фильм снят смартфоном, есть у этого преимущества: возникает эффект необычной интимности, спонтанности и откровенности. В век селфи кино вооружается этой новой эстетикой; с ее появлением обычный фильм кажется отделенным от зала «четвертой стеной». Стены больше нет, мы рядом с актерами, а иногда и сливаемся с ними, участвуя в действе. Актеры ощущают живой взгляд мобильника не так, как объектив кинокамеры с микрофонами и командой ассистентов. Здесь они просто живут в своих образах, свободно взаимодействуя с невидимым глазком мобильника. В фильме Гуца это обстоятельство блистательно использовано: камера включена в круг действующих лиц, на нее то и дело падает взгляд героев, они общаются с оператором — другом, который их снимает, забавно пикируются. Но это веселье сквозь слезы.

    Судьба фильма сложилась драматично. Он выиграл Гран-при на фестивале «Окно в Европу», поездил по миру: Токио, Прага, Таллин, Стамбул, Стокгольм… Пытался выйти в российский прокат, но почти все прокатчики отказались: публика у нас не очень расположена смотреть про рак. Фильм вышел только онлайн на «Старт.ру».

    «Здесь жил и работал…». Комедия. Реж. Алексей Красноцветов. 25 мин. 12+

    Алексей Красноцветов — 33-летний актер петербургского Театра комедии им. Н.П. Акимова. В 2019-м окончил Московский институт современного искусства (курс Дмитрия Астрахана). Это его дипломная работа. Он рассказывает:

    — Эта история произошла в Одессе в 1950-е годы. Приколотили мемориальную доску на жилой дом на уровне третьего этажа. И какому-то мужичку не терпелось узнать, что там написано. Сценаристу Игорю Якимову эта быль понравилась. Он предложил перенести действие в наши дни, но мне нравится, что история советская. Я люблю то время, есть ностальгия по жизни, когда ходили в гости друг к другу без звонков и приходили на помощь соседям. В фильме снимались актеры нашего театра и их дети. Денег на гонорары не было. Все работали бесплатно. Я очень благодарен им. В массовых сценах участвовали и наши соседи. Помогали все — участковые, управдомы…

    Зрители о фильмах

    «Расскажи мне про завтра»

    Достаточно интересный сюжет, хоть и немного сложный для восприятия. Операторская работа и саундтрек на очень высоком уровне. Посмотрел бы полнометражный фильм в этой вселенной, монстры напомнили существ Говарда Лавкрафта, настолько же загадочные и гигантские.

    Denis

    «Grand канкан»

    Великолепный фильм, достойный мировых экранов. Актерские работы, даже эпизодические, на самом высоком уровне, веришь всему, что происходит на экране. Елена Зайцева — прекрасная драматическая актриса, на крупных планах работает филигранно. Не часто можно увидеть фильмы, сочетающие в себе документальные и игровые съемки. У авторов фильма получилось соединить одно с другим «без склеек», создается ощущение присутствия рядом с героями и проживания их жизни вместе с ними. Понравилось, что драматическая линия перемежается музыкальными номерами. История разматывается, как клубок, открываются все новые события, проясняющие происходящее ранее. Прием испытанный, но довольно редкий в нашем кино.

    Ольга N

    «Доктор Лиза»

    Борьба «света» против власти «тьмы» представлена в фильме во всех деталях, чтобы можно было до отчаяния и ненависти проникнуться кошмаром этой борьбы и потом с облегчением вздохнуть, когда все заканчивается хорошо. Сюжет правдив, у каждого персонажа есть прототипы. И авторы, и актеры обозначили свое гуманистическое кредо и принадлежность к главной традиции русского искусства — призывать милость к падшим, протягивать руку униженным и оскорбленным. Отдавая себе отчет в полезности такого фильма, я рекомендую его еще и как прекрасное произведение, трогающее до слез и возвышающее душу.

    Ольга Юсова

    Источник: Российская газета