• Чт. Мар 28th, 2024

Как ГИБДД будет контролировать техосмотр — Российская газета

Автор:Николай Быков

Фев 19, 2021

Госавтоинспекцию наделили полномочиями по контролю и надзору за организацией и проведением техосмотра, а также по участию в проведении техосмотра автобусов. Соответствующий указ о внесении изменений в положение о ГИБДД МВД РФ подписал президент. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Напомним, что с 1 марта вступают в силу поправки в закон о техосмотре. С этого момента диагностические карты будут оформляться непосредственно в информационной системе ЕАИСТО. Распечатываться на бумаге они будут только по желанию автовладельца. В ЕАИСТО станут загружать и фотографии автомобиля до и после проведения диагностики. При этом будут указываться координаты и время съемки. Все это делается для того, чтобы прекратить торговлю диагностическими картами без проведения диагностики. Одновременно меняется и порядок проведения техосмотра автобусов. Теперь он будет проводиться при непосредственном участии сотрудников ГИБДД. Чтобы его пройти, собственникам транспорта надо подать заявку оператору ТО, который вместе с Госавтоинспекцией внесет желающего в очередь и назначит день и час проведения ТО.

При этом подписывать диагностическую карту будет не только эксперт-техник, но и сотрудник ГИБДД усиленной квалифицированной электронной подписью. ГИБДД станет контролировать работу операторов ТО без взаимодействия с ними. А если обнаружат проблемы, например, появится информация, что оператор торгует диагностическими картами без проведения осмотра, то тогда ГИБДД будет проводить проверку с взаимодействием с оператором. Вплоть до контрольной закупки. Но чтобы всем этим заниматься, необходимо было закрепить эти полномочия в официальном документе. Вот они и закреплены. Указ вступит в силу с 1 марта. То есть в день начала реформы техосмотра. Накануне этого дня резко вырос спрос на полисы ОСАГО и диагностические карты. Настолько, что уже к обеду у тех, кто торгует диагностическими картами, исчерпывается лимит. А стоимость ТО пошла вверх.

Ажиотаж и подорожание вызваны тем, что по экспертным оценкам 80 процентов автомобилистов покупали диагностические карты. И не хотят изменять привычке. Масла в огонь подливают еще и опасения, что, когда реформа техосмотра заработает, пунктов ТО не хватит на всех желающих. Но об обеспеченности этими пунктами заговорили буквально накануне вступления в силу поправок. Страховые агенты тоже времени даром не теряют и обзванивают своих клиентов, у которых полисы ОСАГО заканчивают действовать в марте и апреле. Агенты предлагают, не дожидаясь 1 марта, купить полис сейчас, по старой схеме. То есть вместе с диагностической картой. Пока есть возможность.

Таким образом автомобилисты готовят себе отсрочку от прохождения техосмотра по новым правилам еще на год. Однако у этого способа есть и много рисков. Причем как для тех, кто покупает, так и для тех, кто продает. Первые рискуют остаться без диагностической карты, вторые могут быть привлечены по части 4 статьи 14.4.1 Кодекса об административных правонарушениях. Она предусматривает наказание за передачу в информационную систему сведений о техосмотре, который не проводился. За это предусмотрен штраф на юридических лиц от 100 до 300 тысяч рублей.

Выявлять купленный техосмотр будет Госавтоинспекция. Как рассказал источник в этом ведомстве, ГИБДД и сейчас выявляет такие карты и направляет информацию об операторах, ими торгующих, в Российский союз автостраховщиков для принятия мер. А с 1 марта у ГИБДД появится возможность аннулировать такие диагностические карты. В этой ситуации автовладелец попросту окажется без техосмотра. И ему придется поехать на пункт ТО.

Подписывать диагностическую карту будет не только эксперт-техник, но и сотрудник ГИБДД усиленной квалифицированной электронной подписью 

Чем грозит отсутствие ТО? Без диагностической карты нельзя купить полис ОСАГО. А если полис есть, а диагностическая карта аннулирована?

Как рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, договор ОСАГО из-за этого не аннулируют. В законе об ОСАГО такой причины для прекращения договора в одностороннем порядке нет. Единственное, что может сделать страховая компания, это в случае, если автовладелец без диагностической карты станет виновником аварии, то заплатить пострадавшему. А со своего клиента взыскать регресс в полном объеме произведенной выплаты.

Но, как показывает практика, страховщики по этой причине редко выставляют регресс.

Напомним, что на машины старше 4 лет и до 10 лет диагностическая карта выдается на два года. Для тех, кто ее купил без прохождения ТО сейчас, есть еще один риск. С 1 марта вступает в силу штраф за управление автомобилем, не прошедшим техосмотр. Это 2 тысячи рублей. Предполагается, что штрафовать будут автоматически с помощью камер фотовидеофиксации. Так вот, если диагностическую карту такому автовладельцу аннулируют, то к тому моменту, когда ему придет первое «письмо счастья» о штрафе, он сумеет наездить еще на несколько штрафов. И заплатить придется уже не 2 тысячи, а тысяч 6-8. А потом опять пройти ТО. При этом выбрать такого оператора, которого точно не лишат аккредитации, чтобы снова не оказаться с аннулированной диагностической картой.

Если автовладелец не хочет рисковать, но все же опасается очередей на ТО после 1 марта, то он может и сейчас пройти техосмотр на нормальном пункте ТО. Без риска, что диагностическую карту аннулируют. Причем это обойдется значительно дешевле, чем ее покупка. Но, конечно, при условии, что автомобиль исправен.

Источник: Российская газета