Режиссер Виталий Суслин рассказал о своем новом фильме — Российская газета


Фильм Виталия Суслина «Седьмой пробег по контуру Земного шара» критики уже сравнили и с «Человеком без прошлого» Каурисмяки, и с «Похитителями велосипедов» Витторио де Сика.

Показанный на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, он стал фаворитом как критиков, которые отдали ему «Белого слона», так и жюри. Картина получила специальный приз — «за авторский взгляд, форматирующий реальность героя». Актер театра «Ленком» Александр Карнаушкин, тонко и точно сыгравший главного героя — пожилого художника, подрабатывающего охранником, в один момент оказавшегося без работы и жилья, — получил приз имени Саввы Кулиша.

Виталий Суслин отнюдь не «темная лошадка», вырвавшаяся вперед. На его счету — две награды «Кинотавра» за фильм «Голова. Два уха» (2017), в том числе за лучший сценарий. Его первый игровой фильм «Дефиле» (2016) был отмечен за лучшую работу режиссера в российской программе международного фестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард». Чем привлек его образ героя, никак не вписывающегося в стандарты «успешной жизни», почему он не считает его неудачником, Виталий Суслин рассказал «РГ».

Тема дороги заявлена уже в названии картины «Седьмой пробег по контуру Земного шара». Жанр road movie был для вас важен?

Виталий Суслин: Слово «пробег» отсылает к пройденным километрам, которыми измеряется жизнь автомобиля. Один пробег вокруг шара — это примерно 45 тысяч километров. История, рассказанная в фильме, происходит в тот момент, когда машина нашего героя едет вокруг Земли седьмой раз.

Вы говорили, что у главного героя фильма есть реальный прототип.

Виталий Суслин: Да, это знакомый художник из моего детства. В основе фильма — его подлинная история.

Съемка старой автобазы, где 60-летний художник работает охранником, выглядит документально точной.

Виталий Суслин: Автопарк, в котором мы снимали, — живой документ эпохи. Этим автопарком руководил мой дедушка. Раньше там бурлила жизнь. Наш герой — Михаил — работал в автопарке художником-оформителем. У него в этих местах прошла не только молодость, но и большая часть жизни. А потом — все это испарилось…

И он остался работать охранником, чтобы жить в своей маленькой мастерской, где он пишет картины.

Но когда он показывает свои работы, очевидно, что они, мягко говоря, не очень высокого качества. Вы специально выбирали такие картины?

Виталий Суслин: Эти полотна могут быть сколь угодно несовершенными. Они могут не нравиться никому или — понравиться одному из ста. Но если человек пишет картину, потому что без этого не может, то эта картина имеет право на жизнь, — это его способ познавать мир.

Если бы герой был наивным художником, это было бы понятно. Но речь идет о профессиональном мастере…

Виталий Суслин: Наш герой был скромным художником-оформителем в автопарке: рисовал плакаты, оформлял стенды. Он пишет так, как может, без претензии на моду. Его картины представляют ценность в контексте его судьбы. Если эти полотна будут другими, то это будет уже другая судьба и другая история.

Но он для вас отнюдь не неудачник, а лирический персонаж?

Виталий Суслин: Мой герой чувствует себя счастливым, когда видит красоту мира, когда он может писать. Для меня важно, что он сохраняет в себе человека в таких обстоятельствах, когда безысходность может привести к трагедии.

Когда вы приглашали Александра Карнаушкина сыграть главную роль, вас не смущало, что он в кино редко снимался?

Виталий Суслин: Наоборот, именно это привлекало. Мне нужен был артист с хорошим ремеслом, но при этом не знакомый для широкого круга зрителей. Хотелось, чтобы люди поверили, что это настоящий художник. Трудно представить актера, который рекламирует банк, в роли пенсионера из провинциального городка, для которого маленькая мастерская и работа в старом автопарке — есть счастливая жизнь.

Вы по первому образованию врач. Повлияла ли ваша первая профессия на то, как вы видите героя?

Виталий Суслин: Конечно, повлияла. Когда учишься в медицинской академии или работаешь в больнице, все время видишь страдания людей, — душевные и физические. Начинаешь понимать, как удивителен и дорог каждый человек. Это сказывается на том, как ты начинаешь смотреть на героев. На мой взгляд, произведение искусства имеет ценность, если сопереживаешь происходящему, тогда ты становишься немного чище.

Источник: Российская газета