• Чт. Мар 28th, 2024

Не стало старейшего актера Театра Моссовета Анатолия Адоскина

Автор:Николай Быков

Мар 20, 2019

На 92-м году жизни скончался Анатолий Адоскин. Старейший актер театра им. Моссовета проработал в родных стенах более пятидесяти лет с небольшим перерывом на «Современник» и «Ленком».

В театре им. Моссовета он сыграл в нескольких десятках спектаклей.
Конечно, широкий зритель помнит его по небольшим ролям в кино. Он сыграл в «Девчатах» («то самое начальство, которого все боятся») и «Двух капитанах», а также в фильме «Семь стариков и одна девушка».

Он дружил с Анатолием Эфросом, учился у Юрия Завадского, восхищался Фаиной Раневской, которую даже немного побаивался, о чем он честно написал в своей книге мемуаров «Ах, если бы вы знали, если бы слышали!» Анатолий Адоскин — это человек-эпоха, человек-театр. Его книга воспоминаний, которая вышла в 2015 году, — бесценный источник знаний о том, как все было на самом деле, без мифов и догадок, как жил и чем дышал театр XX века.

…С Фаиной Георгиевной Анатолий Михайлович познакомился на гастролях театра Моссовета в Ленинграде. Адоскин не раз вспоминал, как иногда он удостаивался чести выгулять ее дворнягу по кличке Мальчик. За происходящим Фаина Георгиевна наблюдала с балкона в театральный бинокль. Над головой периодически раздавался ее бас: «Толечка, подождите, он еще не сделал, еще не сделал. Еще минуточку!» Строптивый Мальчик не раз вырывался из ошейника и тогда Анатолию Михайловичу приходилось бегать за ним по всему Тверскому бульвару.

Гримерные Ростислава Плятта и Анатолия Адоскина находились друг напротив друга. Случайность? Нет. По словам Анатолия Михайловича, Плятт щеголял ролью возмутителя спокойствия, ниспровергателя официальщины, вечный ребенок, «ростиславный чудак», совершенно лишенный снобизма при всех своих заслугах и регалиях, «вечный студент», никогда не боявшийся принять совет от своих коллег, человек, излучавший добро и свет, благодаря которому не одно поколение актеров сохранило любовь к профессии.

Театр он совмещал с работой над литературными телепрограммами. И подходил к этому очень серьезно, как настоящий филолог. Так появились телеповести: «Что мой Кюхля» (1975), «О, Дельвиг мой!..» (1980), «Василий Андреевич Жуковский» (1982), «Денис Васильевич Давыдов» (1984), «Наш доброжелатель Козьма Прутков» (1989), «Лира. Воспоминания о Царском селе» (2007).

Источник: Российская газета