Советский писатель Юрий Васильевич Бондарев отметил свое 95-летие — Российская газета


Пятнадцатого марта русский советский писатель Юрий Васильевич Бондарев отметил свое 95-летие. Писатель-фронтовик, представитель славной плеяды «лейтенантской прозы».

Есть его фотография в погонах капитана армии (один просвет, четыре звезды) и тремя рядами орденов и медалей на левой груди и двумя — на правой. Над орденами слева — Звезда Героя Социалистического Труда. Как писатель он был награжден Ленинской премией и двумя Государственными, а в последние годы получил еще две награды — премию «Ясная Поляна»(2013) и Патриаршую литературную премию (2015).

Но главное — не регалии. Главное, что Бондарев — большой русский писатель.

Лейтенанты составляли элиту послевоенных наборов в Литинститут

Родился в 1924 году в Орске Оренбургской области в семье народного следователя. Должность по тем временам еще сравнительно новая, утвержденная в 1920 году, когда советская власть искала свои формы юриспруденции на место революционных трибуналов и «коллегий», упраздненных в 1919 году. Народный следователь имел широчайшие полномочия. Он мог приступить к производству расследования по заявлениям простых граждан, сообщению милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи и по своему усмотрению. Указания народных следователей были обязательны для граждан, должностных лиц и учреждений. Однако в 1922 году надзор за следствием был возложен на прокуратуру, а в 1928 году следователи были переданы в введение прокуроров. На этом закончилась история народной юриспруденции.

У Бондарева есть роман «Тишина» 1962 года, первый его роман. Там главный герой Сергей Вохминцев отказывается поддержать тост «за великого Сталина», мотивируя это тем, что тост произносит мерзавец, который недостоин говорить «от имени солдат». Но читатели тех лет, конечно, понимали, что главная причина не в этом. В романе органы МГБ производят обыск в квартире отца героя, старого коммуниста, бывшего до войны на руководящей работе. Репрессиям подвергается и главный герой. Это — не лучший роман Бондарева, но он показателен. Бондарев принадлежал к тому кругу писателей, которые, вернувшись с войны, имели право свободного голоса.

Именно боевые лейтенанты составляли элиту послевоенных наборов в Литературный институт: Бондарев, Григорий Бакланов, Виктор Курочкин и другие. Некоторые из них были партийцами, другие — беспартийными, но это ничего не значило. Они пришли с фронта, где были другие отношения между людьми и совсем другая «идеология».

В 1931 году семья Бондаревых переехала в Москву. Подростком в 1941 году Юрий участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом эвакуация, где он и окончил 10-й класс. А летом 1942 года еще вчерашнего школьника направили во 2-е Бердичевское пехотное училище в Актюбинск, а в октябре 1942-го курсанты были переброшены под Сталинград, где он стал командиром минометного расчета.

В боях под Котельниковым был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После госпиталя служил командиром орудия, участвовал в форсировании Днепра и штурме Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. С января 1944 года воевал в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре по приказу был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и лишь по окончании учебы в декабре 1945-го был демобилизован по ранениям.

В 1957-м в журнале «Молодая гвардия» появилась повесть Бондарева «Батальоны просят огня»…

После прорывной книги Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» 1946 года «Батальоны…» Бондарева стали первым «оттепельным» произведением «лейтенантской прозы», которая является одной из самых главных страниц истории русской прозы второй половины ХХ века. «Все мы вышли из бондаревских «Батальонов», — скажет потом другой «лейтенант» Василь Быков.

Для героев Бондарева важно верить, что любовь сильнее ненависти

За шестьдесят лет работы в литературе Бондарев написал на самом деле не так много. Это сейчас писатели позволяют себе выпускать по роману в год. Романы: «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1970), «Берег» (1975), «Выбор» (1981), «Игра» (1985), «Искушение» (1992), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999); повести: «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Родственники» (1969); сборник рассказов «Поздним вечером» (1962); циклы миниатюр «Мгновения» (с 1977); книги статей «Поиск истины» (1976), «Взгляд в биографию» (1971), «Хранители ценностей» (1978).

Но как минимум четыре романа Бондарева — «Горячий снег», «Берег», «Выбор» и «Игра» — в свое время становились, как сейчас говорят, культовыми и широко обсуждались читающей страной. Я помню, как книги Бондарева зачитывались до дыр в библиотеках, за ними стояли очереди, а купить их было не так-то просто.

По произведениям Бондарева сняты фильмы «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». По мотивам «Батальонов…» и его сценарию снята одна из серий киноэпопеи «Освобождение». Немногие писатели могут гордиться такой широкой фильмографией.

Посмею утверждать, что главная тема Бондарева, кроме «правды о войне», — простая порядочность. Не говорить пошлости. Молодому офицеру не «тыкать» пожилому солдату. Уважать чужое мнение. Все это имеет для автора огромную цену. Вопросы нравственности всегда были для него важнее даже «правды войны». Для него было важно верить, что «любовь сильнее ненависти», а порядочный человек под пулями и снарядами не изменится.

Быть порядочным, по убеждению Бондарева, «это значит уметь быть сдержанным, уметь слушать собеседника, не переступать границы гнева, а именно — уметь владеть собой, не опоздать прийти на зов о помощи в чужой беде, уметь быть благодарным».

Такие простые слова, но как они важны сегодня…

С юбилеем вас, Юрий Васильевич!

Источник: Российская газета