Высшая школа станет колыбелью новых технологий — Российская газета


Согласно приоритетной программе Министерства науки и высшего образования РФ «Вузы как центры пространства создания инноваций» миссия высших учебных заведений — стать мощными точками роста в каждом российском регионе.

На базе вузов должны реализовываться проектно-ориентированные образовательные программы инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельные программы естественно-научного и гуманитарного направления, предполагающие командное выполнение проектов полного жизненного цикла. Функционировать инжиниринговые центры, обеспечивающие продвижение инновационных и научных разработок будут в рамках программы импортозамещения.

Какое из инновационных направлений будет реализовано в том или ином вузе, зависит от целого ряда факторов — это и уже наработанная научная база самого вуза, его влияние на экономику региона, и ряд других условий. Главное — к 2025 году в нашей стране должно быть не меньше ста таких университетских центров в различных регионах. Уже сейчас их насчитывается больше 50.

Необходимое условие для инновационного роста — это качественные научные кадры и передовые разработки. И в этом вопросе мы не стали изобретать велосипед, пошли по проверенному пути. Во всем мире именно университеты являются колыбелью, в которой рождаются ведущие разработки и технологии, впоследствии становясь мировыми трендами.

«Вузы как центры пространства создания инноваций» — далеко не первая госпрограмма, направленная на развитие инновационного потенциала российских высших учебных заведений. Начиная с 2006 года реализуется целый пакет программ — и национальных университетов, и опорных университетов, и программа «5-100», и программа «Мегагранты». А с 2019 года заработает Национальная сервисная платформа для молодых ученых, инженеров и технологических предпринимателей, также направленная на развитие инновационного потенциала. Все эти программы уже дают свои плоды.

Так, в МГУ работает Центр квантовых технологий, в МФТИ — Центр «Искусственный интеллект», а в Институте проблем химической физики Российской академии наук — Центр компетенций по технологиям новых и мобильных источников энергии.

«Недавно в СПбПУ появился Институт передовых производственных технологий, — рассказывает старший консультант по инновациям, IT, телекоммуникациям консалтинговой компании Odgers Berndtson Ксения Попова. — Сегодня он готовит передовых системных инженеров, так называемый инженерный спецназ, который понимает, что востребовано сейчас и будет востребовано в ближайшей перспективе на рынке. Будущие инженеры еще во время учебы занимаются исследованиями по реальным заказам промышленности».

Работа по приоритетам научно-технологического развития — новый вызов для передовых вузов

Инновации, которые создаются не просто в качестве абстрактных разработок, а в качестве реально применимых технологий в производстве сегодняшнего дня — это второй и очень важный шаг, который сейчас делают все ведущие вузы страны. Именно практическая применимость, умение сделать инновации «под заказ» и работать с производством и бизнесом — это как раз и есть тот путь, который прямиком ведет к технологическому лидерству.

Сейчас в Москве создается инновационно-производственный кластер, который как раз и должен стать уникальной для России платформой взаимодействия университетов, стартапов и бизнеса.

100 университетских центров инновационного развития должно появиться в нашей стране к 2025 году

«Суть инновационно-производственного кластера в объединении различных структур (IT-компании, бизнес-инкубаторы, технопарки, университеты и научно-исследовательские институты), которые будут решать одну общую задачу, — поясняет Ксения Попова. — Подобный консорциум позволит науке эффективнее выявлять востребованные рынком технологии и в дальнейшем их монетизировать. В этом первом межотраслевом кластере именно за счет такой кооперации станет возможным совершить рывок в создании новых продуктов».

Умение делать инновации «под заказ» — путь, ведущий к технологическому лидерству

По мнению экспертов, вторым шагом на пути внедрения разработок должна стать модель, при которой вузы сами могут стать заказчиками разработок: молодые ученые создают стартапы и становятся предпринимателями. Подобная схема с успехом действует на Западе.

У нас первые шаги в этом вопросе уже делаются. В некоторых вузах, например, в МГУ запущены специальные курсы и программы, в рамках которых лекции читают реальные успешные предприниматели, которые уже проделали путь от ученого до стартапера-предпринимателя, выведя свои разработки на рынок.

«Главный шаг, который уже сделан, — это выстраивание взаимоотношений между наукой и бизнесом, понимание пользы этой синергии,  — уверена Ксения Попова. — А дальше уже дело техники».

Источник: Российская газета