Каршеринг набирает обороты в России — Российская газета


По прогнозам футурологов, в ближайшие десятилетия в мире будет доминировать так называемая «шеринг-экономика», когда дорогая вещь не покупается для себя, а берется напрокат. Если говорить о владении машиной, одним из самых дорогих товаров, то все уже к тому и идет.

В России в последние годы наблюдается взрывной рост самых разных форм совместного владения машинами. И хотя каршеринг зародился не в нашей стране, по темпам роста автопарков мы догоняем и скоро, видимо, будем обгонять даже лидеров в этой отрасли.

Каршеринг появился в России в 2013 году. Началось все с небольшой компании AnyTyme в Москве, затем в 2015-м на рынок вышел «Делимобиль», «Белка», и дальше операторы пошли как грибы после дождя. «Сейчас в России работают 27 операторов с общим парком более 18 тысяч машин, — рассказал «РГ» руководитель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев. — В основном компании сосредоточены в Москве, но, например, один из самых крупных — «Делимобиль» представлен в 11 городах, BelcaCar в Москве и Сочи».

В этом году «большую тройку» существенно потеснил «Яндекс», запустивший сразу почти тысячу автомобилей, к октябрю он довел свой флот до 4500, обставив всех. Ему в затылок дышит «Делимобиль», который в ближайшие несколько месяцев собирается «влить» к своим 4000 машин еще 2000 VW Polo.

Есть и чисто региональные операторы. Так, в Краснодарском крае машину можно взять у UrentCar — у него 400 авто и Sharemobil — 10 машин. В Челябинске и Екатеринбурге есть «UraМобиль» (200 машин). В Ростове работает BestCar (20 авто), в Санкт-Петербурге — colesa.com (35 машин), в Новосибирске — Cars7 (11 авто) и т.д.

Компании стараются пополнять свой парк не только масс-брендами — безусловные лидеры, конечно же, Hyundai Solaris, VW Polо, KIA Rio, но и очень респектабельными машинами. BelkaCar делала ставку на Mercedes, правда, сейчас в ее парке есть и демократичные КIA. Относительно новый оператор MatreshCar закупил Mazda, Jaguar, BMW, Mercedes C-Klass, MINI, Smart.

А «Яндекс» летом добавил Audi и даже Porsche Carrera. Цены на последнюю «кусаются» — 60 рублей минута. А чтобы его арендовать, нужно быть не младше 26 лет и иметь стаж вождения не менее 6 лет. Насколько элитные машины популярны у пользователей, компания не говорит, но общее количество поездок в месяц на всех машинах драйва за последний месяц превысило миллион.

Спросом пользуются самые разные машины -и обычные седаны, и микроавтобусы, и огромные джипы

Осенью в Москве запустили еще «каршеринг для центра»: небольшие машинки, зона аренды которых ограничена Садовым кольцом, а то обычно вечером все машины разъезжаются по периферии, и в центре найти машину в аренду практически невозможно.

Помимо федеральных крупных каршерингов в столичном регионе работают и небольшие местные компании. Такая, например, есть в Егорьевске, Пушкино, Подольске, Селятине. Так, шеринг «Звездокар» трансформировался из обычного проката в сервис краткосрочной аренды. Точнее, добавил себе такую функцию — машину можно взять и покататься ненадолго дистанционно, через приложение. А можно подъехать в офис и заключить договор на несколько дней. У «Звездокара» и ему подобных есть огромное преимущество — практически пустой рынок. Крупные игроки не разрешают завершать аренду дальше 5-10 километров от МКАД, а многим в подмосковных городах каршеринг необходим как воздух: автобусы доходят далеко не везде, а на такси не наездишься.

Еще один «Наш каршеринг» запустили на север области. Он состоит из «каблучков» и позиционируется как полугрузовой: для тех, кому нужно что-то привезти, но невыгодно нанимать для этого целую «Газель».

В прошлом году в России появилась разновидность каршеринга — peer-to-peer , когда машины в краткосрочную и не очень аренду отдают обычные автовладельцы. У сервиса Rent n Ride уже более пятидесяти тысяч зарегистрированных пользователей, которым нужна машина, и около семи тысяч автовладельцев. Ищущий машину человек и хозяин «встречаются» на виртуальной площадке и договариваются о цене, месте передачи ключей. На сайте можно также купить дополнительную страховку. И хозяину хорошо: за несколько дней может заработать и на бензин, и на страховку. Недостаток сервиса: каждый раз необходимо встречаться лично, чтобы передать ключи и документы. В компании задумываются о том, чтобы ставить на машины автовладельцев оборудование, которое позволит открывать, закрывать и запускать машины дистанционно.

Летом мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о том, что в столице может быть запущен еще один «народный каршеринг» под патронатом города. Автовладельцы смогут сдавать машины даже на несколько часов, чтобы авто не простаивало зря в течение дня, пока хозяин на работе. Сейчас сервис находится в разработке.

И еще один вид шеринг-транспорта — карпулинг, когда водитель, едущий куда-то далеко, берет с собой попутчиков, оплачивающих его бензин. Фактически монополист на этом рынке международный концерн BlaBlaCar. Аналогичный сервис запускал mail.ru, но совсем недавно было объявлено о его поглощении. Как рассказали «РГ» в пресс-службе компании, сейчас ежедневно совершается около 100 тысяч поездок с водителями BlaBlaCar. Самые популярные маршруты — Екатеринбург — Челябинск, Казань — Набережные Челны, Москва — Ярославль. В системе зарегистрировано в России около 15 миллионов человек, из них треть — водители (для сравнения: общий рынок в 22 странах — 65 миллионов).

Источник: Российская газета