чем он лучше новой «Нивы» — Российская газета


«Джип» — мечта российского автовладельца со времен перестройки, но, увы, в силу дороговизны для большинства почти несбыточная. Другое дело — наша «Нива» или УАЗ, которые стоят относительно недорого и дарят ощущение внедорожника, но, снова увы, слишком часто ломаются, да и не отличаются иномарочным комфортом. А можно ли найти какой-то компромисс между первым и вторым. В 2012 году компания Renault сказала решительное да, представив россиянам недорогой кроссовер Duster. В этом году первым экземплярам исполняется шесть лет, возраст, когда многие соберутся менять их на что-то посвежее. А стоит ли внимания бэушный «Дастер»?

Собственно, секрет успеха Renault Duster прост. Берется сверхпопулярная недорогая модель, уже заслужившая хорошую репутацию и на ее базе строится почти мечта: ставится практичный кузов «универсал», внедряется полный привод, устанавливаются моторы помощнее да потяговитее, а цена оставляется бюджетной, чуть дороже отечественных аналогов. Все, хит продаж готов.

Абсолютно так получилось с Renault Duster: построенный на неубиваемой платформе Logan, кроссовер получил три проверенных временем двигателя, включая дизель, продвинутую систему полного привода и в целом настройку на езду по бездорожью, массу вариаций по комплектациям на любой вкус и кошелек, начиная от совсем недорогих, правда очень скромных версий. В чем был подвох?

По большому счету, ни в чем. Duster оставался насквозь бюджетным авто с дешевым убранством, скромными комплектациями и экономией на всем, где можно было сэкономить. Однако большая часть граждан с легкостью простила машине все это за выдающуюся универсальность, надежность и удивительную для кроссовера проходимость. Но были еще и те, кто нафантазировал, что Duster — это такой аналог Grand Cherokee, только по цене «Нивы». Вот таких в автосалоне ждало разочарование.

Несмотря на то, что модель появилась на свет в 2009 году, до России кроссовер добрался только к 2012 году сразу в локализованном варианте, а потому любые варианты в объявлениях с более ранним годом выпуска будут означать наличие эмблемы Dacia, а не Renault и, соответственно, румынскую сборку.

В России Duster был доступен с тремя моторами (бензиновыми 1.6 и 2.0, а также 1.5-литровым дизелем) и тремя коробками передач (5-ти и 6-ступенчатой механикой, а также 4-ступенчатым автоматом) в передне- и полноприводном исполнении. Львиная доля проданных «Дастеров» — с бензиновыми моторами и механическими КПП, как правило, со всеми ведущими колесами. Хотя найти варианты и с дизелем, и с автоматом, и с передним приводом можно без особых проблем, просто выбирать придется из меньшего количества объявлений.

Искать Renault Duster можно, имея в кармане около 400 000 рублей — именно столько сегодня просят за экземпляры первых лет выпуска с пробегом от 50 000 до 150 000 км. Такой разброс по километражу обусловлен большим количеством предложений совершенно разных версий — купить можно и первую машину жены, и автомобиль выходного дня престарелого дедушки из области, и укатанный вдрызг вариант заядлого дачника-строителя, возившего на нем бетонные блоки.

Максимальное количество предложений будет, если добавить к сумме еще сотню-полторы тысяч рублей. Ну а начиная от 700 000 рублей можно рассматривать рестайлинговые версии, получившие в 2015 году массу доработок, включая новые моторы и обновленный салон. Самые свежие экземпляры заканчиваются на отметке под миллион рублей, однако за эти деньги можно смело смотреть и новый Duster. Нас же в первую очередь интересуют варианты, которые можно купить за вдвое меньшие деньги.

Двигатели

Базовым мотором для Renault Duster служит бензиновый 1.6-литровый агрегат мощностью 102 лошадиные силы. Шел такой двигатель в паре только с механикой, но зато был доступен как с передним приводом, так и со всеми ведущими колесами. Переживать за слабость мотора особо не нужно: Duster —  относительно легкая машина, а потому, если не перегружать багажник, с мотором 1.6 она неплохо справляется с обязанностями, по крайней мере в пределах 100 кмч.  

Собственно, 1.6 — это всереношный двигатель серии К4М с ременным приводом ГРМ, который россиянам хорошо знаком по рестайлинговым версиям первого Renault Logan. Двигатель является развитием немолодой серии К7М, но уже с доработками: мотор получил новую головку блока цилиндров с двумя распредвалами, гидрокомпенсаторы, электронную педаль газа, усиленную систему охлаждения и много других улучшений, которые в лучшую сторону повлияли на его вибро и шумонагруженность, а также экономичность и отдачу. Правда после этого стал дороже в обслуживании.

Как и у Logan, первые версии мотора получили европейскую прошивку блока управления, вследствие чего порой плохо заводились в мороз. Как правило недостаток устраняли по гарантии, однако проверить это не мешает.

Еще одна распространенная неисправность — нестабильная работа двигателя с плавающими оборотами. Причин проблемы может быть несколько. Первая — использование некачественного топлива, к которому обновленный и усложнившийся 16-клапанный двигатель стал заметно требовательнее. Вторая — неисправность датчика положения коленвала. Возможен и подсос воздуха из-под прокладки впускного трубопровода. Кроме того, из-за особенностей компоновки заливает водой свечные колодцы, в результате чего из строя быстрее обычного выходят свечи, а в критических случаях и катушки зажигания. Само собой, нужно не забывать почаще менять ремень ГРМ вместе с роликами — каждые 60 000 км, а каждые 120 000 км менять помпу.

В целом, при должном уходе и использовании качественного топлива и масла, двигатель К4М считается надежным, способным без особых проблем отходить свыше 200 000 км. Но все равно после рестайлинга Renault Duster получил новый мотор 1.6 серии H4M мощностью 114 лошадиных сил. В своей основе это ниссановский двигатель HR16 с цепным приводом ГРМ и алюминиевой головкой блока. Агрегат избавил Duster почти от всех проблем с плавающими оборотами и катушками. По большому счету, это вечный двигатель, который можно испортить только несвоевременной заменой масла.

Самым распространенным двигателем на Renault Duster является 2.0-литровый бензиновый мотор серии F4R, который на первых версиях имел 135 лошадиных сил, а после рестайлинга с некоторыми доработками — 143 л.с.
Несмотря на немолодой возраст двигатель также требователен к качеству топлива и октановому числу — даже на проверенных заправках, залив АИ-92 вместо АИ-95, можно зажечь «Чек». Кроме того, мотор не отличается экономичностью: показатель в 13-15 литров расхода на 100 км — вполне нормальные цифры.

В мелочах двигатель 2.0 надежнее своего младшего брата, однако есть у мотора свои нюансы. На пробегах за 100 000 км может заметно повыситься расход масла. Причина — в износе маслосъемных колец. Часто засоряется дроссельная заслонка, со временем забивается летящей грязью и выходит из строя генератор. По той же причине может сбоить верхний датчик кислорода. Если мотор начинает издавать при работе цокающие звуки, а около заливной горловины появляется запотевание, значит пора готовиться к замене фазорегулятора.

Дизельный мотор серии К9К в первоначальном варианте выдавал 90 л.с., после рестайлинга мощность повысилась до 109 л.с из-за новой турбины с изменяемой геометрией и увеличенному давлению в топливной рампе. Дореформенный мотор не отличался скоростными показателями, а потому был не слишком популярен. С рестайлингом ситуация кардинально изменилась — именно 109-сильный дизель для «Дастера» самый подходящий во всех отношениях двигатель. И его надежность — одна из причин.

Убить двигатель, как несложно догадаться, может только плохая солярка. Первыми умрут недешевые пьезоэлектрические форсунки и, скорее всего, клапан системы EGR, но произойдет это уже на пробеге за 150 000 км. Не более 100 000 км выдержат свечи пускового подогрева. Замена масла также строго обязательна не реже каждых 10 000 км, иначе есть шанс провернуть шатунные вкладыши. В остальном к дизельному мотору претензий нет.
Коробки передач и система полного привода

Механических коробок передач на Renault Duster ставилось две: 5-ступенчатая JR5 шла только с переднеприводными версиями, а 6-ступенчатая TL8 — с полноприводными. У обоих коробок интересная особенность — очень короткая первая передача, которая использовалась как имитация «понижайки» для бездорожья. Даже несмотря на это никаких особых нареканий на оба варианта нет, разве что на шестиступенчатой коробке может подтекать правый сальник. Замена масла — не реже каждых 80 000 км.

Старый 4-ступенчатый автомат был доступен только с 2.0-литровым бензиновым мотором и сразу в двух вариантах. Опять же, на переднеприводные «Дастеры» ставилась модификация DP2, на полноприводные — DP8 с дополнительным радиатором.

Коробка является ни чем иным, как модернизированной версией всефранцузского автомата AL4DP0, который попил немало крови своим владельцам. К моменту появления на Duster очевидные проблемы исправили, однако трансмиссия все равно боится повышенных нагрузок и перегревов, а потому использовать ее на бездорожье не желательно. Кстати, несмотря на это, автомат также получил возможность блокировки на первой передаче, однако из-за ее невероятной растянутости, понижающий эффект почти отсутствует.

Если коробку не жалеть, а также менять масло реже, чем каждые 60 000 км, то первым делом выгорят пакеты фрикционов. Кроме того, к 100 000 км вероятен выход из строя соленоидов, управляющих давлением. Периодически могут подтекать теплообменники, правда в свое время их меняли на модернизированные по гарантии. Если течь появляется снова, значит предыдущий владелец, скорее всего, игнорировал официальные сервисы.

Полноприводная трансмиссия Renault Duster построена на основе электромагнитной муфты GKN, которая досталась кроссоверу от крупных моделей Nissan. Агрегат мощный и выносливый, имеет три режима работы: передний привод, автоматическое подключение заднего при пробуксовке переднего, а также принудительную блокировку на скоростях до 40 кмч.

К самой муфте особых претензий нет: даже при суровом использовании и выходе из строя, она достаточно быстро и недорого перебирается. У самых первых экземпляров могли быть проблемы с электрикой, которые исправляли по гарантии. Проблемой в полноприводном «Дастере» являются крестовины карданного вала, которые для такой машины оказались слабы. Причина их износа — конструктивный изъян неремонтопригодной карданной передачи, которая сама имеет невысокий ресурс. Беда в том, что проблема не лечится — даже при замене кардана целиком на новый, симптомы будут повторяться. Отдельные умельцы, которые используют Duster на серьезном бездорожье, меняют компоненты на тюнинговые, переделывая систему в обслуживаемую.

Подвеска и тормоза

Опять же, из-за двух разных типов привода на Renault Duster используется либо полузависимая схема подвески с задней балкой (передней привод), либо полностью независимая (полный привод).

В целом, и та, и другая подвеска без особых проблем дохаживает до 100 000 км пробега. Исключение касается рулевых наконечников и задних амортизаторов многорычажной версии — они сдаются к 60 000 км. Следом требуют замены сальники заднего дифференциала и передние амортизаторы. К 80 000 км потребуют замены сайлент-блоки, шаровые и стойки стабилизаторов. Первые два элемента придется менять вместе с рычагами.

Элементы дисковых тормозов меняются стандартно по износу, а вот задние барабаны почти вечные — внимания к себе потребуют ближе к 200 000 км.

Кузов и салон

Увы, не самый крепкий элемент «Дастера», на качестве которого очевидно сэкономили. Во-первых, все машины не отличаются качеством покраски, аккуратностью сварки и герметичностью швов. Частично элементы даже перекрашивали по гарантии, так что «перекрас» на кроссовере — не всегда признак аварии. Кроме того, кузов «Дастера» слабоват на кручение, в результате чего краска порой трескается на стыках кузовных панелей при езде по бездорожью. Соответственно, на местах появляются небольшие очаги ржавчины, а кузов теряет герметичность, пропуская внутрь салона влагу. Первые экземпляры могли идти с неотрегулированными петлями дверей. Болезнь Duster — запотевание фар. Неудачно расположены блок управления автоматом и магистрали электропроводки — за левым крылом, что грозит их повреждением.

В бюджетном интерьере, сделанном из крайне недорогих материалов основные проблемы связаны все с тем же несанкционированным проникновением влаги, из-за которой страдает салонная электрика и, как следствие, глючат по очереди разные элементы. Ну и износостойкость материалов отделки оставляет желать лучшего, особенно у неаккуратных водителей.

Вывод

Как показало время, Renault Duster оказался одной из самых выносливых и беспроблемных машин с учетом утилитарности своего использования и регулярной эксплуатации на бездорожье. Профильные сервисмены всерьез поговаривают о ресурсе до 400 000 км, правда, при должном уходе. Однако в силу бюджетности своего происхождения, в кроссовере немало элементов, на которых откровенно сэкономили, в результате чего у машины появились слабые места.

В первую очередь, при выборе подержанного «Дастера» лучше исключить версию с «автоматом». При выборе мотора 1.6 стоит смотреть в сторону рестайлинговой версии, где стоял цепной агрегат от Nissan. Если в вашем регионе есть проблемы с соляркой, то мимо проходит и отличный дизель. Если же качество солярки не вызывает опасений, то смотрите на 109-сильную версию — это лучшая из возможных версий. Во всех остальных случаях ищите ухоженный 2.0-литровый бензиновый «Дастер» с механикой и полным приводом, который нечасто выезжал на бездорожье. Машина вряд ли доставит серьезные проблемы, правда не порадует расходом топлива и стоимостью отдельных запчастей.

Источник: Российская газета