Федеральным чиновникам в регионах добавят премий — Российская газета


Государство решило серьезно увеличить затраты на федеральных госслужащих. Проект бюджета предусматривает рост расходов на их материальную мотивацию до 631,9 миллиарда рублей за три года с постепенным наращиванием финансирования по этой статье: 138,5 миллиарда рублей в 2019 году, 208,9 миллиарда в 2020 году, 284,4 миллиарда в 2021 году.

В 2019 году эти деньги должны получить госслужащие территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, рассказал первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов. Он объяснил, что они в большинстве случаев получают меньше, чем их коллеги в региональных органах исполнительной власти. «Это не может нас не беспокоить. И в этих целях предусмотрены меры дополнительного материального стимулирования территориальных органов министерств, ведомств, федеральных служб», — сказал Силуанов. С 2020 года «увеличение материального стимулирования» предусмотрено и на «федеральном уровне», то есть, по-видимому, затронет и служащих центральных аппаратов министерств.

По данным Росстата за 2017 год, гражданские служащие территориальных органов федеральных ведомств получают в среднем в 1,4 раза меньше, чем служащие в органах власти регионов: 42 тысячи против 59 тысяч рублей в месяц. В некоторых регионах этот разрыв достигает 2,5 раза, например в Ямало-Ненецком автономном округе, двукратный разрыв сложился в Санкт-Петербурге, в полтора раза отличаются зарплаты федеральных и региональных служащих в Москве и Московской области. Обычно первые получают меньше, чем в среднем зарплаты по региону, вторые — гораздо больше, поэтому федеральным ведомствам гораздо сложнее привлекать качественных специалистов, они конкурируют с региональными властями только по числу вакансий.

В 1,4 раза меньше получают служащие федеральных органов в регионах, чем их коллеги местной власти

По данным Росстата, в территориальных учреждениях федеральных органов власти работают почти 1,2 миллиона человек (за исключением судебной власти и прокуратуры), в центральных аппаратах министерств, служб и агентств — почти 38 тысяч человек, в государственных органах субъектов РФ — свыше 260 тысяч человек. Разумеется, не все они замещают должности государственной гражданской службы. По данным Росстата, таких менее половины (почти 700 тысяч человек) из тех, кто работает в госуправлении на региональном уровне.

«Конечно, нельзя допускать слишком больших разрывов между оплатой госслужащих, выполняющих сопоставимую работу в разных органах власти, — полагает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. — Но «цена вопроса» велика — дополнительная оплата труда в 2020 году достигнет почти 0,2 процента ВВП, затем еще возрастет. Поэтому повышение зарплаты должно увязываться с ростом производительности труда, что создаст возможность постепенного сокращения числа служащих». Силуанов также упомянул про возможные сокращения и оптимизацию бизнес-процессов.

Весь вопрос в том, кто и как будет определять, кого премировать, а кого нет, отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Такая система работает справедливо при проектном управлении, которое только начинает внедряться в госслужбе. «Как определять критерии эффективности человека, по каким новым KPI (ключевым показателям деятельности. — Прим. ред.), — это все пока остается за скобками», — говорит он.

В системе госслужбы сохраняется проблема сложности и недостаточной прозрачности системы оплаты труда, при этом на премирование и стимулирование и сейчас направляется значительная доля средств, добавляет Игорь Барциц, директор Института госслужбы и управления РАНХиГС.

Источник: Российская газета