• Пт. Мар 29th, 2024

Школьники начали погружаться в цифровую реальность — Российская газета

Автор:Николай Быков

Сен 3, 2018

Гонки дронов, всевозможные роботы, цифровые симуляторы и тренажеры, 3D-классы, погружающие в химию, биологию, физику и географию в режиме виртуальной реальности. Все это не фантастика, а инновационная «начинка» российских школ, показанная на форуме «Город образования», который только что завершился в Москве.

«Я буду собирать киборгов! А может, найду новый способ апгрейда человека: имплантаты, биочипы — это мое», — заявляет 11-классница из московской школы N1474 Анна Акинина и надевает экзоскелет собственной разработки. Он похож на футуристичную пушку из «Терминатора», но назначение у него самое безобидное: реабилитация людей после инсульта. Конструкция из металла и пластика крепится на руку, принимает нейросигналы от мышц и помогает им двигаться.

Рядом — эмоциональный робот. Он не только может распознать речь человека, но и выдать остроумный ответ. «Любишь море?» — спрашивают его ребята. «У меня нет ног, я на нем ни разу не бывал», — озадачен механический собеседник. Он умеет радоваться, грустить и даже злиться, совсем как человек — все отражается на «лице». Может дать несколько полезных советов: в памяти робота — более 400 вопросов и ответов, связанных с конкретными эмоциями.

…Рассмотреть вспышки на Солнце, заглянуть за Юпитер, «прогуляться» по кольцам Сатурна. Попутно ответить на вопрос: у какой планеты есть спутники Фобос и Деймос? Выбираешь Марс, захватываешь его манипулятором, и тут же на тебя обрушивается вал интересных фактов о Красной планете. Это не аттракцион, а новая технология проверки знаний школьников, которая уже реально применяется в Москве. Надеваешь VR-очки, наушники и — погружаешься в виртуальную лабораторию.

«Все было настолько реально, словно я работала в космосе. Это интересно и результативно, что очень важно для нас, педагогов, — делится впечатлением Ирина Балабанова, преподаватель химии из Волгограда. — С одной стороны, хорошая мотивация для учащихся заинтересоваться астрономией, с другой — возможность проверить их знания».

Эксперты уверены: виртуальная реальность обязательно «пропишется» если не во всех, то во многих классах

Правда, стоит «удовольствие» недешево. Дойдут ли такие технологии до большинства школ в регионах? Эксперты уверены: виртуальная реальность обязательно «пропишется» если не во всех, то во многих в классах, ведь благодаря ей элементы урока можно представить как увлекательную игру. Но модное слово «геймификация» (то есть вовлечение детей в учебу через игру) — далеко не единственный плюс.

«3D-классы и лаборатории становятся все более совершенными. В основе — «умный» движок и математические расчеты. Смоделированные химические реакции протекают точно так же, как если бы они происходили на самом деле, — рассказывает руководитель профиля «наносистемы и наноинженерия» олимпиады Национальной технологической инициативы для школьников Виктор Демин. — Взаимодействовать с виртуальной реальностью можно будет с помощью специальных перчаток, которые считывают все движения рук и переводят их в «цифру».

Примеры? Надеваешь шлем, и перед тобой появляются шесть колб с разным, далеко не самым безобидным содержимым: чего только стоит одна соляная кислота, или сульфид натрия. Но смешивать их можно как угодно: опасные испарения или взрывы не навредят в 3D-мире. Хотя, конечно, нарушение техники безопасности сильно повлияет на оценку…

— У нас в вузе создана лаборатория дополненной реальности. Разработки ведутся самые разные. Я, например, хочу написать игру. Надеваешь гаджет — очки, и твоя квартира превращается в площадку для квеста. В ней оживают вымышленные персонажи, с которыми можно взаимодействовать, появляются разные уровни, а ты превращаешься в главного героя, — говорит студент-третьекурсник Российского технологического университета МИРЭА Антон Пушкин. — Но есть и более серьезные проекты. Представьте, насколько было бы проще работать с электроникой, если бы на каждой плате была полная информация о ней: номер, к какому компоненту подключать, где — конденсаторы, а где — резисторы… Надеваешь очки дополненной реальности, берешь в руки плату — и все данные высвечиваются у тебя перед глазами. Так что я уверен: будущее — за технологиями, которые не закрывают доступ к внешнему миру, а обогащают реальность 3D-объектами.

Кстати

3 сентября торжественную линейку в лицее N 1580 при МГТУ имени Н. Э. Баумана открыл необычный робот, которого зовут Алантим. Он не только поздравил ребят с началом учебного года, но и выполнил важную миссию — собрал данные о том, как прошла линейка, как ученики на него отреагировали. Потом эту информацию будут анализировать ученые. Алантим уже три года работает заместителем заведующего кафедрой робототехники Московского технологического института. Робот читает лекции по робототехнике для студентов МТИ, на досуге посещает интересные мероприятия и заводит новые знакомства. В планах — вести уроки и для младших классов.

Источник: Российская газета