• Ср. Апр 17th, 2024

В Москве пройдет фестиваль кино о гастрономической культуре — Российская газета

Автор:Николай Быков

Июл 14, 2018

Первый Eat Film Festival, который пройдет в Москве с 19 по 22 июля не только в кинотеатрах («Октябрь», летний «Пионер» в Парке Горького, музей современного искусства «Гараж», Центр документального кино), но и в Электротеатре Станиславского и гастромаркете «Вокруг света» на Никольской, сделан по образу и подобию одной из самых успешных программ Берлинале «Кулинарное кино».

Программа, придуманная несколько лет назад Дитером Коссликом, директором Берлинале в 2001-2018 годах, казалась многим популистской, смешивающей то, что в фестивальном коктейле желательно подавать, не взбалтывая: фудмаркет и фестивальное кино, ресторанный бизнес и синефильские программы, светский лоск гламурного пати и кинематограф, заточенный на острые социальные проблемы. А вот поди ж ты, Берлинале умудрился выдержать рецепт и не поступиться принципами.

Как это ему удалось, понимаешь, например, из краткого спича Томаса Штука, куратора Kulinarisches Kino, вводящего зрителей в курс программы 2018 года, девизом которой стала фраза «Жизнь — это деликатес».

Главное, конечно, предложенный общий знаменатель между кино и едой — время и вкус. Если кому-то покажется, что это про то, что можно жевать поп-корн во время просмотра блокбастеров в кинозале или, шурша назло соседям, разворачивать конфетки-бараночки, то он заблуждается. Нет, «Кулинарное кино», как и Eat Film Festival, исходит из того, что это лучше делать поочередно: вначале смотреть кино, потом есть. Причем блюда на Берлинале, которые предлагались после фильма, были именно те, что в фильме, но в исполнении известных шеф-поваров.

Собственно, в Москве этот ключевой момент берлинской программы тоже попробуют ввести в «меню» феста. В качестве почетного гостя фестиваля в Москву приедет Аделин Граттар, владелица парижского ресторана со звездой Michelin — Yam’Tcha — и одна из самых известных в мире молодых женщин шеф-поваров. 22 июля она представит второй показ фильма открытия фестиваля «Богини еды», где она — одна из героинь, и проведет после него Q&A. И в тот же день она приготовит ужин — под занавес фестиваля, в ресторане Touché, wine bar & kitchen. Еще один гастрономический вечер — в La Boule — будет приурочен к премьере фильма «Поиски Алена Дюкасса». Ученик Дюкасса, шеф-повар Андрей Кочетков, представит микро-меню, составленное по заветам главного героя фильма.

Само собой разумеется, фильмы на московском фестивале, как и в программе «Кулинарного кино», будут связаны с темой еды и питья. Но, кажется, делать из еды культ никто, к счастью, не собирается. Речь о культуре еды — и ее контекстах, социальных, экологических, психологических. Собственно, это основной принцип «кулинарного кино» — широкий подход к гастрономической теме, не сведение ее списку рецептов. Впрочем, узкий подход к теме вряд ли возможен: даже если вы начнете экранизировать «Книгу о вкусной и здоровой пище» 1952 года, то быстро обнаружите, что дрейфуете в сторону саги неясного происхождения и с открытым финалом. Но с отчетливым привкусом исторически верной научной фантастики.

Но в программе Eat Film Festival фильмов на грани фэнтази не предусматривается. Там только документальные картины (в отличие, кстати, от программы Берлинского фестиваля, где и документальные ленты, и художественные, и короткометражные фильмы входят в программу на равных). Кроме картины «Богини еды» (реж. Веран Фредиани, Франция, 2016), представляющей женщин, которые стали шеф-поварами звездных (в «мишленовском» смысле) ресторанов, и предлагающей обсудить, почему они часто оказываются в тени мужественных коллег, очень многообещающим выглядит «Театр жизни» (реж. Питер Сватек, Канада, 2016). Он был снят в Милане во время выставки EXPO 2015 года. Невероятный фильм, который делает попытку изменить жизнь тех, о ком он снят. А заодно и клише зрительских ожиданий…

В программе есть также травелог — с Аленом Дюкассом, шеф-поваром, который открыл ресторан в Версальском дворце. Это уже упомянутый фильм «Поиски Алена Дюкасса» (реж. Жиль де Мэтр, Франция, 2017). Плюс путешествие по «настоящим» барам Нью-Йорка, Гаваны, Франции с Чарльзом Шуманном, вернувшимся на склоне лет в родную Баварию. Это «Разговоры за баром с Шуманном» (реж. Марике Шредер, Германия, 2017). Обещают знакомство с подноготной кухонь мест, известных завзятым гурманам — «Звезды Мишлен. Истории с кухни» (реж. Расмус Динесен, Дания, 2017). Ну, и все, что вы хотели узнать о креветках и не только — в картине голландца Мориса Деккерса «Муравьи и креветки» (2016)…

Найти десять отличий Eat Film Festival от берлинского собрата довольно просто. Это место и время проведения, количество фильмов, масштаб и предыстория — все даже скучно перечислять. Из существенных моментов: московский фестиваль уже обзавелся солидной образовательной программой. Иначе говоря, не хлебом единым… Лекторов обещают интересных, темы — любопытные. Расписание — на сайте фестиваля.

Источник: Российская газета