Немецкий бизнес ищет проход через санкции


Москву вчера посетила представительная делегация бизнес-кругов ФРГ во главе с председателем Восточного комитета немецкой экономики Экхардом Кордесом. Предприниматели встретились с первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым и главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Переговоры прошли в закрытом формате, однако, по информации «Ъ», главной их темой было сохранение бизнес-связей двух стран в условиях санкций и кризиса в отношениях между Москвой и ЕС. Источник «Ъ», близкий к делегации, сообщил, что бизнесмены уехали «приободренными».

Вчера в Москве с однодневным визитом побывала делегация топ-менеджеров крупнейших немецких компаний, ведущих бизнес с Россией. Поездка, в рамках которой состоялись встречи с руководством РФ, заранее не афишировалась. О том, что делегация посетила Москву, вчера вкратце сообщил лишь российский МИД, уточнив, что глава ведомства Сергей Лавров «встретился с представителями германского бизнеса». «Состоялся заинтересованный и предметный обмен мнениями о состоянии и перспективах двустороннего взаимодействия в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Сергей Лавров изложил также российские оценки текущего положения дел на Украине, в отношениях России с Германией, Евросоюзом и НАТО»,— сообщили в министерстве. Какие-либо подробности встречи «Ъ» в МИДе сообщить отказались.

Как выяснил «Ъ», поездка была организована Восточным комитетом немецкой экономики — авторитетной организацией, которая представляет интересы компаний из ФРГ, занимающихся бизнесом на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. В пресс-службе этой структуры «Ъ» сообщили, что делегацию возглавлял председатель Восточного комитета Экхард Кордес.

«Мы можем подтвердить факт встречи с Сергеем Лавровым и представителями российских бизнес-кругов. Обсуждались российско-германские связи в экономике и пути выхода из нынешнего кризиса,— уточнили в комитете.— Больше сказать не можем: переговоры носили закрытый и доверительный характер».

Источник «Ъ», близкий к немецкой делегации, сообщил, что в нее, в частности, входили председатель совета директоров Winterhall Holding GmbH Райнер Зеле, председатель правления Metro AG Олаф Кох, глава отдела политики и внешних связей Daimler AG Экарт фон Кледен, а также ряд руководителей и топ-менеджеров представительств немецких компаний в РФ, включая президента Siemens AG в России Дитриха Меллера. Всего в группе было порядка 15 человек.

По словам собеседника «Ъ», представители «этих и ряда других крупных немецких компаний на протяжении последних месяцев пытались убедить правительство ФРГ не вводить санкции в отношении России, дабы не навредить совместному бизнесу». Главной же темой вчерашних переговоров, по его словам, было «сохранение имеющихся бизнес-связей двух стран в условиях санкций и кризиса в отношениях между Россией и ЕС».

На схожей встрече в октябре с представителями Ассоциации европейского бизнеса в РФ (она была открытой) Сергей Лавров убеждал европейцев, что Москва отстаивает в украинском конфликте «позицию правды и справедливости», а также призывал их активнее «стимулировать правительства своих стран двигаться в направлении» отмены санкций (см. «Ъ» от 15 октября). Аналогичной позиции, по словам источника «Ъ», господин Лавров придерживался и на вчерашней встрече.

По данным «Ъ», немецкая делегация вчера также встречалась с первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым. В его аппарате факт встречи подтвердили, но отказались сообщить подробности, сославшись на «закрытый и деликатный» характер переговоров.

Согласно октябрьскому отчету Федерального статистического ведомства ФРГ, с января по август 2014 года экспорт Германии в Россию сократился на 16,6% по сравнению с тем же периодом 2013 года. А на днях газета Handelsblatt со ссылкой на Объединение немецких машиностроителей сообщила, что в 2014 году экспорт промышленной техники и оборудования из Германии в РФ может сократиться на 35%.

Взаимный внешнеторговый оборот России и ФРГ установил рекорд в €80,9 млрд в 2012 году, но уже в 2013 году он сократился на 5,4%, а в списке основных торговых партнеров Германии РФ опустилась с десятого на одиннадцатое место. Ожидается, что по итогам нынешнего года РФ окажется на тринадцатом месте. Львиную долю поставок из Германии ранее составляли инвестиционные товары и автопром (55,6%), порядка 9% приходилось на химическую и 6% на фармацевтическую промышленность. Основа экспорта из России — нефть, газ, нефтехимия и нефтепереработка (86,7%).

Ключевые же совместные проекты немецкого бизнеса с партнерами в РФ сосредоточены в сферах ТЭКа и машиностроения. В частности, немецкая E.On c 2008 года владеет контрольным пакетом в одной из крупнейших энергокомпаний России «Э.Он Россия» (ранее ОГК-4). До конца года «Газпром» и Wintershall (структура немецкой BASF) должны завершить сделку по обмену активами: российская монополия получит 100% в газовых компаниях Wingas, WIEH и WIEE, доли в подземных хранилищах в ЕС и 50% в Wintershall Noordzee, работающей на шельфе Северного моря. Wintershall достанется 25,01% в разработке двух участков ачимовских залежей Уренгойского месторождения с запасами 274 млрд кубометров газа.

В машиностроении крупнейшим инвестором из ФРГ в РФ является Siemens AG. Компания совместно с группой «Синара»—«Уральские локомотивы» выпускает электропоезда «Ласточка», концерн также поставляет в Россию «Сапсаны». Siemens производит газовые турбины для ТЭС (на мощностях в Петербурге совместно с «Силовыми машинами») и трансформаторы на заводе «Сименс трансформаторы» в Воронеже. У Siemens есть планы и совместной сборки вагонов метро вместе с «Русскими машинами» Олега Дерипаски.

В РФ ведут сборку ряд немецких автоконцернов. Автомобили Volkswagen производятся на заводе компании в Калуге и на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. В 2006-2012 годах концерн инвестировал в Россию €1 млрд и собирался вложить еще €840 млн до конца 2015 года. Daimler AG владеет 11% акций КамАЗа и еще 4% совместно с ЕБРР. «Мерседес-Бенц Тракс Восток», паритетное СП Daimler и КамАЗа, выпускает грузовые машины Mercedes-Benz, у Daimler есть планы по организации в РФ производства легковых машин Mercedes. В РФ ведет сборку и BMW на мощностях «Автотор» в Калининграде.

По словам источника «Ъ», близкого к делегации, посетившей вчера Москву, немецкие бизнесмены уехали «приободренными»

Источник: Коммерсант