• Чт. Апр 18th, 2024

100-летие Дэйва Брубека: как формировался джазмен-интеллектуал и как он пробивал себе дорогу в Россию

  • Александр Кан
  • обозреватель по вопросам культуры

90-летний Дэйв Брубек на джазовом фестивале в городе Рединг, штат Пенсильвания. 1 марта 2011 г.

6 декабря исполняется 100 лет со дня рождения Дэйва Брубека, американского пианиста и композитора, одного из самых популярных, известных, широко любимых и, без преувеличения можно сказать, великих джазовых музыкантов.

В ярчайшей плеяде по-настоящему великих фигур в истории американского джаза (Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, Чарли Паркер, Элла Фитцджеральд, Майлс Дэвис, Джон Колтрейн — список можно продолжить) Дэйв Брубек удачно описывается выражением «белая ворона». Он — один из немногих (наряду с Бенни Гудманом и Гленном Миллером) белых джазменов, универсально и неоспоримо причисляемых к сонму великих.

Более того, хотя Брубек безусловно воспитан на афроамериканской музыке, вошедшей в его плоть и кровь и ставшей фундаментом его собственного музыкального творчества, он в равной степени впитал в себя влияния европейской классической традиции — Игоря Стравинского, Арнольда Шенберга, Дариуса Мийо — и стал таким образом уникальным, во всяком случае для своего времени, примером синтеза и слияния двух великих музыкальных традиций. Наследие Брубека, наряду с шедеврами джазовой композиции (Time Out, Blue Rondo a la Turk), включает в себя оркестровые пьесы, кантаты, оратории и концерты, ставящие его в ряд значительных композиторов ХХ века.

Почти случайный музыкант

Поразительно при этом, что долгое время в детстве и юности о судьбе музыканта он даже и не помышлял. Да, мать его училась музыке, какое-то время мечтала стать концертной пианисткой и, уже обзаведясь семьей и детьми, подрабатывала, давая частные уроки на фортепиано. Понемногу учила играть и Дэйва, нотной грамотой его особенно не утруждая.

Источник: BBC