- Ольга Просвирова
- Русская служба Би-би-си
Президент Эммануэль Макрон наверняка рассчитывал на другую реакцию мирового сообщества, когда, как ему казалось, жестко и решительно отвечал на произошедшие во Франции теракты. Его предложения — ужесточение контроля за мечетями и прекращение выдачи виз имамам, а также заявления о создании «просвещенного ислама» — вызвали гнев мусульман во Франции и по всему миру. Правительство Макрона обвинили в том, что оно не всегда видит разницу между исламом и исламизмом.
Макрон призвал Европу принять единые и жесткие меры для борьбы с радикализмом и экстремизмом, на которые Франция рассчитывала еще в 2015 году, когда пережила первые масштабные теракты в концертном зале «Батаклан» и возле стадиона «Стад де Франс». Не все европейские лидеры поддержали заявления Макрона, хотя они традиционно осудили теракты.
Главного союзника французский лидер нашел в лице австрийского канцлера Себастьяна Курца после теракта в Вене 2 ноября. Теперь оба пытаются убедить другие страны ЕС выйти за рамки традиционного набора мер борьбы с терроризмом.
Как перейти от слов к делу?
Европейские страны обсудили предложения Макрона и в пятницу представили предварительный план борьбы с террористической угрозой в совместном заявлении министров внутренних дел.
Проект заявления пережил несколько серьезных правок. По утверждению агентства Блумберг, в изначальной версии документа девять раз упоминалась «исламистская» угроза.
В заявление не попал даже пассаж о том, что ЕС борется «не против ислама, а против фанатичного и насильственного экстремизма». Он содержался в одной из последних версий проекта, уже сильно отредактированной.
Даже Себастьян Курц после теракта в Вене выбирал примирительные слова, явно стараясь снять напряжение в обществе: «Люди, исповедующие какую-либо религию, не наши враги, — сказал Курц. — Наш враг — это экстремисты и террористы».
В итоге европейские министры выразились скорее как Курц, чем как Макрон.
Они признали, что сами мало что могут сделать. Например, по вопросу о регулировании интернета и удалении контента «переговоры продолжаются, идут непросто и требуют вмешательства Европарламента до конца года, чтобы снять противоречия и прийти к согласию», сказал на пресс-конференции после выхода заявления министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер.
Другой важный вопрос — усиление границ. Министры признали, что контроль внутренних границ — право каждого из государств Шенгенской зоны, но поддержали укрепление общих внешних рубежей Евросоюза и соседей. Правда, пока ограничились обещанием лучше использовать совместные базы данных и вводить в них информацию о всех въезжающих, а не о 80%, как сейчас.
В этом вопросе коллег поддержала Ангела Меркель, которая напомнила: «Это не борьба между исламом и христианством. Демократическое общество должно бороться с террористическим и антидемократическим поведением». Премьер Нидерландов Марк Рютте добавил: «Подчеркну, что никогда не стоит начинать дискурс в нашем обществе, выделяя отдельные группы в зависимости от их происхождения или религии. Эта борьба — борьба цивилизации с варварством».
В попытке убедить коллег выступить единым фронтом Макрон провел по видеосвязи мини-саммит лидеров ЕС.
По итогам Макрон сказал, что необходимо задуматься о создании общих баз данных, усилении сотрудничества между полицейскими силами стран Европы, обмене информацией и улучшении системы, фиксирующей имена приезжих в Шенгенскую зону.
«Любая трещина в нашей обороне на границах или в пределах одного государства представляет риск для безопасности всех остальных государств-членов ЕС», — заявил президент Франции. Он добавил, что приоритет — это строгие меры, в том числе реформирование правил перемещения внутри Шенгенской зоны.
О том, как Европа ответит на призыв Макрона, Би-би-си поговорила с профессором Рафаэлем Боссоном из Немецкого института международных отношений и вопросов безопасности в Берлине. Вот его мнение:
«В Евросоюзе не будет единого закона для всех стран, который скажет — эту мечеть закрываем, эта организация должна прекратить работу, мигранты должны пройти вот такое обучение, чтобы получить гражданство. Такие решения будут принимать сами государства, для себя. И у каждой страны свой взгляд на мигрантов и на свои традиции.
Я не хочу сказать, что обсуждать совместные действия бесполезно, конечно, мы можем учиться друг у друга, мотивировать себя, но в таких разговорах много политического символизма. Я настроен скептично.
Проблема сейчас в том, что у нас много мигрантов, которые приехали в Европу давно и живут здесь уже во втором-третьем поколении. И некоторым из них до сих пор трудно интегрироваться: и потому что они сами не хотят, и потому что общество по-другому на них смотрит. Им сложнее найти работу или получить образование.
Мы видим это не только во Франции, но и в Великобритании — мигранты часто находятся в поисках идентичности, потому что они не могут найти своего места в обществе. Такие люди могут подпасть под влияние экстремистов. И вот тогда радикальная пропаганда может стать опасной, потому что пропаганда особенно хорошо работает, когда у нее есть восприимчивая аудитория. Поэтому важно работать не только с теми, кто сеет пропаганду, но и с теми, на кого она направлена.
Многие европейские страны достигли в этом больших успехов и это не только их заслуга, но и мигрантов, которые открыты к сотрудничеству. И поэтому нам надо сейчас быть особенно осторожными в спорах об интеграции, чтобы не разрушить то, что было построено в последние годы.
Во Франции очень специфический взгляд на религию и ее роль в жизни общества. И иногда эти взгляды становятся частью обсуждения проблемы терроризма. Я не думаю, что это было мудрое и стратегически верное заявление. Понятно, что Макрон сделал это исходя из политической ситуации внутри Франции. Но нельзя отрицать и того, что в некоторых мусульманских странах его слова были восприняты слишком болезненно.
Некоторые были чуть ли не счастливы получить повод для огромной обиды. Например, [премьер Турции Реджеп Тайип] Эрдоган, который рад иметь кого-то, в кого можно ткнуть пальцем и обвинить в агрессии. Не забываем, что это всегда двусторонний процесс.
Не думаю, что пандемия повлияет напрямую. Конечно, локдауны и карантины вызвали множество экономических проблем и рост безработицы. Но это скорее станет проблемой не в Европе, а в странах северной Африки. Люди теряют перспективы на будущее, и радикальные группировки могут начать их вербовать, за минимальные деньги. Вероятно, это позволит экстремистам набрать популярности и играть намного большую роль в политике.
Еще один фактор пандемии — ужесточение пограничного контроля, которое сохранится на довольно длительное время. Это, с одной стороны, мешает свободе передвижения, но с точки зрения безопасности — довольно позитивная вещь».
Как Макрон хочет реформировать Шенген?
Макрон предлагает создать Совет внутренней безопасности Евросоюза, усилить безопасность внешних границ ЕС, а также проработать механизм введения санкций в отношении тех, кто не выполняет свои обязательства. По его мысли, свободное передвижение внутри Европейского союза возможно только в случае крепких внешних границ, а их Макрон назвал уязвимыми.
«Пространство свободного передвижения, каким является Шенген, — это главное достижение Европы. Но оно основывалось на обещании свободного передвижения без внутренних границ в обмен на обещание защиты и безопасности наших внешних границ. Это второе обещание выполняется недостаточно. Общественное мнение, государства, противостоящие террористической угрозе, не могут долго соглашаться с сохранением наших границ открытыми, если мы глубоко не реформируем Шенгенское пространство», — сказал Макрон.
Ангела Меркель в целом поддержала эту идею. А заодно напомнила, что в 2022 году должна заработать новая система авторизации въезда в Европу (ETIAS). Эта система поможет отслеживать приезжающих, которым не нужна Шенгенская виза.
В настоящие момент граждане более 60 стран мира могут въезжать в Шенгенскую зону без визы на срок до 90 дней, если цель их визита — туризм или бизнес. ETIAS призвана стать европейским аналогом американской ESTA, то есть каждый заявитель будет проходить проверку безопасности, что позволит Европе контролировать, не приезжают ли в страну таким образом нежелательные лица.
Предполагается, что каждый заявитель будет заполнять анкету онлайн. Система быстро определит, представляет ли он опасность, и если нет, то разрешение на въезд будет выдано автоматически через несколько минут. Если автоматическая проверка сочтет, что есть какие-то проблемы, заявление будут рассматривать уже компетентные люди. Собеседник Би-би-си в Еврокомиссии пояснил, что в подавляющем большинстве случаев (около 95%) заявки будут одобряться в автоматическом режиме. Правда, за обработку заявки путешественнику придется заплатить 7 евро.
Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала, что Еврокомиссия в начале декабря представит обновленную программу противодействия терроризму в Европе. В том числе там будут пункты о защите внешних границ стран Шенгена. В Еврокомиссии Би-би-си пояснили, что речь будет идти об усилении полномочий Европола — полицейской службы ЕС.
Шифрование для безопасности
Еще одно нововведение, которое ЕС может законодательно закрепить уже на следующей неделе, — удаление экстремистского контента в интернете.
Макрон признает, что интернет — свободное пространство, но эта свобода, подчеркивает он, неотделима от безопасности. И такая свобода не может играть на руку тем, кто распространяет «смертоносную идеологию».
«Именно поэтому совершенно необходимо, чтобы уже в самые ближайшие недели было одобрено принятие регламента об изъятии в течение одного часа контента террористической направленности», — сказал глава Франции.
Евросоюз уже подготовил проект документа, позволяющего спецслужбам получать доступ к зашифрованным сообщениям.
«Правоохранительным органам все больше нужен доступ к электронным доказательствам для эффективной борьбы с терроризмом. […] Однако бывают случаи, когда шифрование делает анализ содержания сообщений чрезвычайно сложным или практически невозможным», — пишут составители документа.
Они предлагают соблюдать баланс между «безопасностью, созданной благодаря шифрованию», и «безопасностью вопреки шифрованию». Евросоюз полностью поддерживает разработку и использование устойчивого шифрования, но при этом шифрование не должно мешать компетентным органам выполнять свою работу. А социальные сети и провайдеры, считают в ЕС, должны нести ответственность за то, чтобы их сервисы не использовались для пропаганды преступлений и терроризма.
Все проекты Макрона еще будут обсуждаться внутри ЕС — правда, мировые СМИ продолжают активно критиковать президента, причем не только за его реакцию на последние теракты.
Хотя Макрон много раз говорил о борьбе с радикальным исламизмом, в итоге он заявил, что сам «ислам — это религия, которая сегодня переживает кризис во всем мире». Правда, с тех пор он попытался успокоить мусульман, заявив телеканалу «Аль-Джазира», что Франция — это «страна, у которой нет проблем ни с одной религией», а его фраза о кризисе ислама была вырвана из контекста.
В отличие от Макрона, австрийский канцлер Курц, который еще недавно высказывал антииммигрантские настроения, в этот раз ограничился более сдержанными заявлениями.
«Он устоял перед соблазном популизма, — сказал NYT Питер Нойман, старший научный сотрудник Международного центра изучения радикализации Королевского колледжа в Лондоне. — В его случае было бы легко произнести речь, в которой будет высказана жесткая позиция в отношении мусульман. Но он этого не сделал».