Reuters
Во время исполнения музыкального произведения авангардистского композитора Джона Кейджда «As Slow As Possible» («Как можно медленнее») впервые за семь лет поменялся аккорд. Авторы проекта постарались воплотить волю композитора, выраженную в названии, и планируют исполнять опус в течение 639 лет.
Специально построенный для проекта орган в Хальберштадтском соборе в Германии начал исполнять пьесу Кейджа в 2001 году. Первым, что «услышала» публика, были почти полтора года тишины — именно столько продолжалась музыкальная пауза.
Открывающий произведение аккорд звучал больше двух лет, а затем смена аккордов происходила еще 11 раз, включая 5 сентября 2020 года.
«Звук, который продолжался с 5 октября 2013 года до сегодняшнего дня, 5 сентября, когда со дня рождения Кейджа прошло 108 лет, — это самое длинное в истории непрерывное звучание», — сказал Райнер Нойгебауэр, один из организаторов проекта.
Ноты для As Slow As Possible занимают восемь страниц — и автор настаивал, что исполнять его (на фортепиано или органе) надо как можно более медленно.
Это самое медленное и самое долгое произведение в истории музыки.
Впрочем, следующей перемены аккорда поклонникам Кейджа останется ждать не так уж долго — это произойдет 5 февраля 2022 года.
Исполнение должно закончиться в 2640 году.
Кто такой Джон Кейдж?
Александр Кан, обозреватель Русской службы Би-би-си:
«Джон Кейдж — американский композитор-авангардист, экспериментатор, философ, человек на протяжении всей второй половины ХХ века скандализировавший и подрывавший все привычные устои музыки как вида искусства.
Cамая известная и самая радикальная пьеса Кейджа — «4:33», в которой музыкант на протяжении 4 минут и 33 секунд беззвучно и неподвижно сидит перед инструментом, не извлекая из него ни одного звука.
Композицию «4:33» Джон Кейдж «написал» в 1952 году.
Ее музыкальное содержание — не абсолютная тишина, которой в обычной жизни нет, а звуки — шорох одежды, нечаянный стук, нечаянный кашель и прочее, которые мы слышим те самые 4 минуты и 33 секунды, что музыкант сидит перед инструментом.
Подход Кейджа к этой пьесе — философский, он раздвигает пределы привычного понимания музыки, заставляет нас вслушиваться и слышать музыку там и тогда, когда привычная для нас музыка — в исполнении музыкальных инструментов — замолкает.