Медленно. Очень медленно. Фанаты Джона Кейджа услышали первую смену аккорда за семь лет



Reuters


Чтобы послушать, как меняется аккорд, в собор пришли десятки людей

Во время исполнения музыкального произведения авангардистского композитора Джона Кейджда «As Slow As Possible» («Как можно медленнее») впервые за семь лет поменялся аккорд. Авторы проекта постарались воплотить волю композитора, выраженную в названии, и планируют исполнять опус в течение 639 лет.

Специально построенный для проекта орган в Хальберштадтском соборе в Германии начал исполнять пьесу Кейджа в 2001 году. Первым, что «услышала» публика, были почти полтора года тишины — именно столько продолжалась музыкальная пауза.

Reuters


Для исполнения произведения был построен специальный орган

Открывающий произведение аккорд звучал больше двух лет, а затем смена аккордов происходила еще 11 раз, включая 5 сентября 2020 года.

«Звук, который продолжался с 5 октября 2013 года до сегодняшнего дня, 5 сентября, когда со дня рождения Кейджа прошло 108 лет, — это самое длинное в истории непрерывное звучание», — сказал Райнер Нойгебауэр, один из организаторов проекта.

Reuters

Ноты для As Slow As Possible занимают восемь страниц — и автор настаивал, что исполнять его (на фортепиано или органе) надо как можно более медленно.

Это самое медленное и самое долгое произведение в истории музыки.

Впрочем, следующей перемены аккорда поклонникам Кейджа останется ждать не так уж долго — это произойдет 5 февраля 2022 года.

Исполнение должно закончиться в 2640 году.

Кто такой Джон Кейдж?

Александр Кан, обозреватель Русской службы Би-би-си:

«Джон Кейдж — американский композитор-авангардист, экспериментатор, философ, человек на протяжении всей второй половины ХХ века скандализировавший и подрывавший все привычные устои музыки как вида искусства.

Cамая известная и самая радикальная пьеса Кейджа — «4:33», в которой музыкант на протяжении 4 минут и 33 секунд беззвучно и неподвижно сидит перед инструментом, не извлекая из него ни одного звука.

Композицию «4:33» Джон Кейдж «написал» в 1952 году.

Ее музыкальное содержание — не абсолютная тишина, которой в обычной жизни нет, а звуки — шорох одежды, нечаянный стук, нечаянный кашель и прочее, которые мы слышим те самые 4 минуты и 33 секунды, что музыкант сидит перед инструментом.

Подход Кейджа к этой пьесе — философский, он раздвигает пределы привычного понимания музыки, заставляет нас вслушиваться и слышать музыку там и тогда, когда привычная для нас музыка — в исполнении музыкальных инструментов — замолкает.

Источник: BBC