• Пт. Мар 29th, 2024

Коронавирус: как изоляция превратила видеоигры в форму медитации


Double Fine Productions



Everything — простая до примитивности, но успокаивающая игра, которая может принести чувство глубокого удовлетворения (так говорят)

За окном — пустые улицы, странный мир и неопределенное будущее.

В соцсетях меня бомбардируют своими домыслами сторонники теории заговоров, и каждый доморощенный эксперт рассуждает о пандемии.

Но сейчас мне на все по барабану, потому что я — лось.

Игра под названием Everything (Все) появилась уже некоторое время назад. Иногда я нажимаю на облако, и философ Алан Уотс делится со мной своими соображениями.

Иногда я перестаю быть лосем и становлюсь Солнечной системой или одноклеточным организмом.

Уход от действительности на фоне карантина


Double Fine Productions



Mountain — еще одна необычная игра без цели и сюжета

Я никогда не была большой любительницей компьютерных игр, но в последние несколько недель Everything и похожая на нее игра Mountain (Гора), еще более бессмысленная, заменили мне все.

Поглощающие, медленные, глубокие, глупые и прекрасные, с необычным, но очень приятным музыкальным сопровождением, — обе они успокоили меня и заставили забыть о безумной и кошмарной жизни в интернете в период самоизоляции.

Когда Everything только появилась, она разделила сообщество игроков на два лагеря. Одни хвалили ее, утверждая, что она вызывает чувство радости, другие называли откровенным мусором.

Ну а для таких как я это был шанс сбежать от рабочего стресса и паранойи и окунуться в мир роскошной скуки.

Я дала поиграть в нее племяннице и племяннику. Они, куда более умудренные в таких делах, глубокомысленно сообщили мне: «Этим можно расслабиться перед сном, потому что она не цепляет».

Новый лозунг


Tru Luv



#selfcare от компании Tru Luv была задумана как противоядие от игр, вызывающих прилив адреналина

Когда программист Бри Код придумывала лозунг для своей новой компании Tru Luv, она и подумать не могла, как одна строчка с точностью опишет нашу сегодняшнюю жизнь.

«Мы с замиранием и ужасом всматриваемся в экраны наших телефонов, мы потрясены до глубины души…»

Целью, которую она поставила перед своей компанией, было создание игры-противоядия от замешанных на адреналине игр, в которых требуется добиться своего любой ценой, сражаться до конца или погибнуть.

То есть всего того, на чем вот уже 50 лет, с момента своего зарождения, держится индустрия компьютерных игр.

«Множество белых геймеров-мужчин, которые доминируют в игровой индустрии, строят ее под себя, но не под большинство людей», — не без вызова заявляет Код.

В 2018 году Tru Luv выпустила свое первое мобильное приложение #selfcare. В нем «игрок», не вылезая из кровати, производит некие ритуальные манипуляции, призванные снять стресс. Хотя #selfcare выглядела как игра, она не стала популярной.

Некого убивать

В этой игре нет монстров, которых нужно истреблять, только кошечки, которых можно гладить, и другие незамысловатые, но приносящие приятное удовлетворение задания.

«Мы разработали приложение, которое позволяет окунуться в спокойный мир внутри вашего телефона, — поясняет Ив Томас из компании Tru Luv. — Соцсети, азартные и иные игры построены по принципу повышения напряжения, чтобы вызывать у вас стресс. Жизнь и без того полна стрессов, и все же мы обращаемся к своим телефонам и иным устройствам, чтобы уйти от реальности и получить новую порцию стресса».

Видеоигры — это очень большой бизнес. По данным британской Ассоциации ритейлеров индустрии развлечений (ERA), в 2019 году этот бизнес стоил столько же, сколько британская музыкальная и киноиндустрия вместе взятые.




В условиях самоизоляции число игроков заметно возросло

Когда в марте в ряде стран был введен карантин, игровая платформа Steam сообщила о рекордном числе одновременных пользователей онлайн. Но если сама жизнь превращается в апокалиптический кошмар, не становятся ли компьютерные игры ее отражением?

По словам Код, нагнетание стресса в большинстве сетевых игр отталкивает людей.

«Попытка нажиться на страхе, выпуская игры, которые его лишь нагнетают, — это недальновидная стратегия. Да, пробуждая в молодежи страх, можно делать деньги, но это — выбор трусов, скучный выбор. Для создания увлекательной игры нам не нужно искусственно вызывать стресс. Любовь и самосовершенствование тоже могут дать приятный и полезный опыт».

Не только «сражайся или беги»

Первые восемь лет своей карьеры Код трудилась программистом высокого уровня в ведущих компаниях игровой индустрии, последним местом ее работы был французский гигант Ubisoft. На эту компанию работает 16 тысяч человек по всему миру.

Код занималась, и весьма успешно, созданием таких блокбастеров как Assassin’s Creed, но ей постоянно что-то не давало покоя.




Не всем по вкусу прилив адреналина, который дают игры типа «сражайся или беги»

«В играх, устроенных по принципу «сражайся или беги», ваша симпатическая нервная система включается и начинает выбрасывать в кровь адреналин, а затем — дофамин. Ваши зрачки расширяются, сердце начинает биться сильнее, дыхание учащается, и вы ощущаете подъем, прилив сил. Но такие игры нравятся не всем. Мне, к примеру, — нет. И моим друзьям тоже».

Путешествие вглубь себя

В апреле Andromeda Entertainment запускает игру SoundSelf. Игра, на создание которой у основателя компании Робина Арнотта ушло восемь лет, включает в себя релгиозные церемонии, психоделику, песнопения, медитацию и гипноз.

По словам самого Арнотта, SoundSelf позволяет игроку совершить «путешествие внутрь себя, которое даст спокойствие нового уровня».


Andromeda Entertainment



Создатели SoundSelf намереваются вводить игрока в трансцедентальное состояние

«Я лично наблюдал, как моя игра может ввести человека в трансцедентальное состояние, — утверждает разработчик. — Так почему же эта индустрия уже полвека создает только один тип игр для одного типа людей? Почему 90% ориентируются на стрессовую реакцию?»

На самом деле исключения имеются, и нельзя сказать, чтобы они не пользовались успехом.

Есть спокойные игры вроде Sims и Minecraft, в которых вам предлагается строить свои миры, где игроки могут погрузиться в альтернативную реальность, которую сотворили сами.


Nintendo



В игре Animal Crossing звучит мягкая успокаивающая музыка и шум льющейся воды

Есть игра-симулятор Animal Crossing, где игрок — единственный человек на острове, полном симпатичных зверушек с огромными глазами. Ему только и остается, что бродить по острову, заниматься рыбалкой, рубить дрова, собирать фрукты-ягоды, да искать спрятанные тут и там пасхальные яйца.

Последняя версия этой игры — Animal Crossing: New Horizons — была запущена в конце марта, когда почти весь мир уже сидел в карантине, и быстро опередила по продажам все пять предыдущих версий, выходивших с 2001 года.

Газета New York Times даже назвала ее «игрой времен коронавируса».

Взрослые тоже играют

В игры играют не только дети.

«Animal Crossing все время упоминается в моей ленте «Твиттера», в нее играют многие, — рассказала Би-би-си Рианна Прэтчет, которая пишет сценарии для видеоигр. — Она появилась очень вовремя, там мягкая, успокаивающая музыка, шум волн, набегающих на берег. Это безмятежная, мирная, креативная и захватывающая игра».

Прэтчет упоминает и другую медленную и спокойную игру — Stardew Valley: «Там вы просто занимаетесь сельским хозяйством и ходите в гости к соседям».

Но игра приобрела такую популярность, что Илон Маск даже решил встроить ее в мониторы автомобилей Tesla. Так и представляешь себе лощеных руководителей компаний, которые увлеченно занимаются сбором урожая редьки, пока их электрокар подзаряжается.

Сама Прэтчет, к удивлению многих, взялась за переделку характера знаменитой Лары Крофт, чтобы лучше приспособить ее к требованиям нового, менее брутального поколения игроков.

«Я сделала ее чуть более человечной и уязвимой, теперь ей жалко убивать оленя, а убийство человека и вовсе причиняет ей боль. Я позволила ей проявлять эмоции».

Прэтчет признается, что «поначалу испытывала сопротивление со стороны людей, по мнению которых плачущая по убитым Лара — это признак слабости».

Женщина, которая уже 20 лет пишет сценарии для индустрии и о самой индустрии игр, говорит, что совсем не против возбуждающих и вызывающих прилив адреналина блокбастеров.

«Мне нравится в них играть, они затрагивают какие-то точки в моем мозгу. Они скорее предназначены для мужчин, но и многим женщинам они тоже нравятся, так что это бред — говорить, что женщины не любят играть».

По словам Рианны, ей нравятся многие игры, от откровенной жести до приторно милых, однако больше всего она получает удовольствие от «параллельных сюжетных линий».

«К примеру, в Far Cry 4, где действие происходит в Тибете, вы можете просто «открыть» слонов и отправиться на них в прогулку по цветущей долине. А в Assassin’s Creed можно заводить себе кошек. В некоторых играх можно найти прекрасную вершину, и сидеть на ней, наслаждаясь открывающимися видами».




Расслабиться вам помогут даже самые обычные видеоигры

Компьютерные симуляторы Everything и Mountain были созданы ирландским художником-аниматором Дэвидом О’Рейли, который живет в Лос-Анджелесе со своей кошкой Бел.

«Они относятся к категории игр, но отвечают ли они в полной мере определению слова игра, — задается он вопросом. — Для кого-то игра означает цель, а Everything и Mountain сознательно, абсолютно и прекрасно бесцельны».




Ирландский художник-аниматор Дэвид О’Рейли

Он не возражает против больших коммерческих игр, и ему нравятся новинки вроде Dreams и Knights And Bikes из-за качества их вымышленных миров.

«Я всегда любил в играх вещи, которые большинство не замечает: задний план, перемены погоды или то, как прорисованы деревья, трава и вода».

«Иногда, поубивав всех монстров, я просто отправляюсь на прогулку, для меня это и есть игра. В игре нужно что-то делать, а когда просто играешь, об этом не нужно задумываться, ведь тебе не грозит поражение».

Источник: BBC