Пластиковое безумие


Японцы любят пластиковые пакеты, а в гораздо менее развитой Руанде они запрещены. Ирландцы рады платить за них больше, поляки расходуют за год на душу населения 450 пакетов. Где же потребление пластика на подъёме, а где с ним борются.

В Японии всё упаковывается многократно, в супермаркете исключительно в пластик. Упакованное мясо, овощи, рыба само собой, зачастую даже запаянные, упаковываются кассиршей при оплате ещё раз: в маленькие пластиковые пакетики. Потом она кладёт клиенту в корзину обычные пластиковые пакеты, в большинстве случаев на один больше чем требуется. Тот, кто пакеты брать не желает, ощущает на себе взгляд удивления и скидку в 2 йены (около 1,5 центов). То есть стимула практически никакого.

Поэтому большинство японцев идут за покупками без сумки. Джутовые сумки редки и экзотичны — их используют и там, и сям как одноразовые. За кассами в супермаркете находятся рулоны с пакетиками, которыми охотно пользуются, как правило, покупательницы. Они упаковывают то, что было неоднократно упаковано, ещё раз. Многие матери делают покупки с электрическим велосипедом, детские места которых можно превратить в корзину для товаров. Им пакеты не нужны. У пожилых людей для покупок есть тележка,- и они тоже обошлись бы без пакетов, которые нашли бы своё применение, в лучшем случае, в качестве упаковки для мусора. Однако об этом, кажется, никто не думает. Чем благороднее магазин себя позиционирует, чем дороже упаковка. В сете «Kaldi», специализирующейся на кофе и деликатесах, клиента спрашивают: «бумага или винил?». При этом «Kaldi» раздаёт с большей охотой Винил, то есть пластиковые пакеты: они дешевле.

Упаковка в Японии играет необычайно важную роль: самый красивый подарок ни на что не годится, если он не был несколько раз завёрнут в благородную упаковку. И напротив, японцы рады ничего не стоящему китчу, если тот был подан в искусной обёртке. Кроме того, японцы, считающие себя чемпионами мира по рециклингу, не расположены к предметам обихода, выглядящими, как бывшие в употреблении.

Скомканные пластиковые пакеты, например. Как нарочно, в Японии, где уже 200 лет тому назад существовали законы, направленные на бережное отношение к сырью и дереву, то есть энергии, рециклинг заключается сегодня в том, что там мусор сортируют и за специфический мусор платят особые сборы. До того, что пластиковые пакеты это сущее расточительство, японское национальное сознание ещё не доросло.

Автор: Николай Быков
По материалам издания Bild.