• Вт. Апр 23rd, 2024

Спрос на предпринимательское образование в России растет

Автор:Николай Быков

Июн 18, 2014

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России — порядка 20%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае – более 60%, в странах Европы 65-70%. Есть мнение, что среди всего населения земли лишь 5% обладает способностями к предпринимательству – это созидатели, не боящиеся инициативы и финансового риска, готовые к созданию новых рабочих мест и брать ответственность за свое дело и людей. И на базе этой теории существует убеждение, что предпринимательству обучить невозможно — с этими способностями необходимо родиться. Неужели, если следовать этой логике, в России плохо с талантливыми бизнесменами? Или же нам просто не хватает опыта и знаний?

На сегодняшний день доказан факт о существовании прямой зависимости между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием. Согласно глобальному мониторингу предпринимательства, в России в 2012 году уровень предпринимательской активности составил 4%, такой процент взрослого населения от 18 до 64 лет являющихся нарождающимися предпринимателями и владельцами вновь созданного бизнеса.

Международная практика демонстрирует проверенные временем технологии обучения предпринимательству – они учат основам предпринимательства, предпринимательскому образу мышления, основам маркетинга и финансов, стратегиям построения производства и управлению ростом компании. Такие кафедры есть во многих крупных университетах мира. Лидеры предпринимательского образования в мире – Babson, Harvard, Stanford, Berkeley MIT.

Согласно исследованию EY «Барометр предпринимательской деятельности», проведенному в странах G20, Россия находится на 14 месте среди 20 стран по уровню образования в области предпринимательства (для сравнения — ЮАР на 11, США на 3, Франция на 1). Существующие сегодня во многих ВУЗах кафедры менеджмента и предпринимательства учат не предпринимательству, а «о предпринимательстве» — но это никак не развивает у студентов ни компетенций, ни предпринимательского мышления. Поскольку такой дисциплины не было еще 10 лет назад, наличествует огромный дефицит специалистов и методик обучения.

Пока что проблема решается не на государственном уровне, а на уровне инициатив предпринимательских объединений (Центр Предпринимательства, Российская ассоциация обучения предпринимательству, Центр предпринимательства ВШМ СПбГУ, Институт государственного управления и предпринимательства УрФУ). По оценке Центра предпринимательства, в России сейчас бум всевозможных мероприятий и обучающих сессий для предпринимателей. Но это лишь отдельные малые инициативы, которых совершенно недостаточно для такой большой страны как Россия.

По мнению Виктора Седова, президента Центра предпринимательства, чтобы развивать предпринимательство в России, необходимо качественное и количественное усиление академической школы на государственном уровне. Ведь, если научить преподавателей ВУЗов преподавать предпринимательство, то будет достигнут мультипликационный эффект распространения этих знаний среди молодежи. Согласно исследованию Центра предпринимательства ВШМ СПбГУ, в 2013 году по оценке 32 ВУЗов было выделено 4 уровня развития обучения предпринимательству: В 60% университетов курсы по предпринимательству отсутствует, в 17% есть отдельные курсы по предпринимательству и инновационному менеджменту, в 23% есть отдельные кафедры и центры предпринимательства, в 7,6% ВУЗов существует стратегия развития предпринимательского образования с полным циклом поддержки начинаний в формате бизнес-инкубаторов, технопарков и грантов. Лидеры по предпринимательскому образованию в России на сегодня всего лишь несколько ВУЗов, среди которых МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана и Высшая школа менеджмента СПбГУ.

По материалам http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1918317/