Закон о запрете курения вступает в силу с 1 июня 2013 года


Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (ранее Законопроект № 163560-6) — закон, вводящий полный запрет курения во всех закрытых общественных местах в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака.

Подписан Президентом России 23 февраля 2013 года, вступит в силу 1 июня 2013 года.

*Где нельзя курить с 1 июня 2013:*

* В подъездах, на лестичных клетках и в лифтах;
* На рабочих местах и в офисах;
* На детских площадках и пляжах;
* На расстоянии менее 15 метров от остановок общественного транспорта и вестибюлей метро, в зданиях вокзалов и аэропортов;
* На территории культурных, спортивных, медицинских и общеобразовательных учреждений;
* В закрытых помещениях госучреждений и социальных служб, тюрем, исправительных колоний и СИЗО;
* На территории АЗС.

Места, которые попадут под запрет только в июне 2014:

* Общественные зоны отдыха;
* Кафе, рестораны и гостиницы; Рынки и прочие предприятия торговли и предоставления бытовых услуг (в т.ч. нестационарные объекты)
* На пассажирских платформах пригородных поездов;
* Поезда дальнего следования (в том числе тамбуры), самолеты, пассажирские суда.

Как пишет Петербург Сегодня, также с 1 июня 2014 года курение кальянов приравнивается к курению табака.

*Где курить будет можно?*

С 1 июня 2013 года курить все-таки можно:

* В собственном автомобиле, доме или квартире ( в том числе на балконе, если дым не мешает соседям)
* На специально отведенных для курения и/или хорошо проветриваемых пространствах
* В специально оборудованных вентилируемых «курилках». (Установка подобных конструкций допустима в т.ч. в офисах, многоквартирных домах, на кораблях и т.п., в случае если это не ущемляет права уборщицы, обслуживающей помещение)

Полный текст закона о запрете курения. Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ

Настоящий Федеральный закон в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака перечисляет следующие меры на:

* общие понятия и принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
* права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
* полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
* запрет курения с момента вступления в силу данного федерального закона курения на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждений культуры, учреждений органов по делам молодёжи, услуг физической культуры и спорта, на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-оздоровительных услуг, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, на открытых территориях на расстоянии менее 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта, в помещениях социальных служб, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, в лифтах и помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов, на территориях детских площадок, пляжей, на автозаправочных станциях;
* поэтапный запрет курения в поездах дальнего следования, на воздушных судах и судах дальнего плавания, при оказании услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков, в нестационарных торговых объектах, на пассажирских платформах, используемых исключительно для перевозки пассажиров в поездах пригородного сообщения;
* ценовые, налоговые и организационные меры по сокращению спроса на табачные изделия и ограничению торговли ими;
* просвещение и информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии табачного дыма, которые планируется осуществлять посредством программ образования и информационных кампаний в средствах массовой информации;
* полный запрет рекламы табачных изделий, стимулирования их продажи и спонсорства, а также полный запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса курения, предназначенных для детей и подростков;
* оказание медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости;
полный запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним и торговли ими несовершеннолетними;
* учёт производства, импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли табачной продукцией, отслеживание производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий;
* меры государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и ответственности за нарушения требований Федерального закона.

Проект Федерального закона предполагает внесение изменений в следующие законы Российской Федерации:

* Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
* Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части вопросов местного значения муниципальных образований);
* Федеральный закон «О рекламе» (в части запрета рекламы табака);
* Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака).

* Федеральный закон «Об ограничении курения табака»;
* Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака»;
* статья 50 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
* Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака»;
* статья 2 Федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

После поступления законопроекта в Совет Федерации, его изучением занялись профильный комитет по социальной политике и комитеты-соисполнители по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, по бюджету и финансовым рынкам, которые рекомендовали сенаторам одобрить закон.

20 февраля 2013 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации начал обсуждение «антитабачного закона», во время которого сенаторы говорили только о поддержке этого закона. Лишь сенатор Вячеслав Новиков заявил о том, что антитабачный закон запрещает курилки во всех общественных местах, из-за которого ущемляется права курящих 40% населения, которых загоняют в стресс.

Законопроект был одобрен 125 сенаторами, 4 против, 6 сенаторов воздержались

23 февраля 2013 года Владимир Путин подписал закон. Он вступит в силу с 1 июня 2013 года.

Некурящий Прохоров разгромил антитабачный закон. Лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров подверг жесткой критике принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации антитабачный закон. По мнению экс-кандидата в президенты, российские власти не прислушались к мнению большей части населения, вычеркнули курильщиков из жизни и выступили за репрессивные меры. Документ был принят палатами парламента «в стилистике советского прошлого», заявил он в интервью. Все аргументы парламентариев в пользу закона являются лишь благими намерениями, которыми «вымощена дорога известно куда», выразил мнение политик.