Битые автомобили станут дороже


Центробанк обяжет страховщиков компенсировать автовладельцам не только ущерб, понесенный в результате аварии, но и утерю товарной стоимости (УТС) после ремонта по специальной методике. Страховщики говорят, что ждали этого документа, потому что без него автовладельцы «необоснованно обогащаются». Независимые эксперты опасаются, что методика только усложнит жизнь водителям: суды сейчас и так обязывают страховщиков компенсировать УТС, а документ ЦБ будет этому лишь препятствовать.

Проект указания ЦД, содержащий методику расчета размера утраченной товарной стоимости (УТС) при определении размера страхового возмещения по ОСАГО, размещен на сайте Центробанка. Дело в том, что машина после попадания в аварию даже при качественном ремонте все равно теряет в цене за счет снижения прочности деталей и покрытия. Верховный суд в начале года обязал страховые компании выплачивать УТС, выпустив соответствующее постановление пленума, что послужило причиной для разработки соответствующей методики ЦБ.

По данным Коммерсант, 38-страничный документ представляет собой, по сути, набор таблиц с формулами и коэффициентами для расчета УТС. В частности, используются данные о среднегодовых пробегах автомобилей в разных регионах: в Казани и Новосибирске это 18 тыс. км, в Чечне — 16 тыс. км. Кроме того, приведена таблица соотношений цены отдельных деталей к цене всей машины в неповрежденном виде: капот — 1,9%, решетка радиатора — 0,8%, двери в сборе — 1,9%, двигатель в сборе без навесного оборудования — 4,9%, задний бампер — 1,6%. Утрата товарной стоимости не рассчитывается для автомобилей старше пяти лет.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) проект документа поддержали, хотя решение ВС ранее критиковали. «По сути, утрата товарной стоимости — это процесс естественной эксплуатации ТС,— заявил глава союза Игорь Юргенс.— Решение о присуждении выплат по утрате товарной стоимости приведет к дополнительным расходам для страховщиков ОСАГО. Важно утвердить методику расчета УТС, которая не приводила бы к необоснованному обогащению владельцев транспортных средств». Методику ждут «страховщики ОСАГО, автовладельцы и суды, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. «Исчезнет почва для оставшихся разногласий при определении стоимости ремонта,— говорит он.— Впредь все расчеты возмещения имущественного ущерба в ОСАГО будут максимально прозрачными и понятными всем сторонам».