• Чт. Апр 25th, 2024

Рига готовится к рельсовой войне

Автор:Николай Быков

Авг 14, 2015

Латвийские официальные лица опасаются, что РФ на два месяца прекратит транзит угля и минудобрений через Рижский порт, мотивируя это ремонтом путей. В Латвии не исключают, что это реакция на арест близкого к ОАО РЖД главы Латвийской железной дороги Угиса Магониса. В российской монополии говорят, что грузы в Латвию идут нормально и масштабных ремонтов не предвидится, но железнодорожные операторы уже готовятся к проблемам. Тем более что отношения России с соседними странами богаты примерами длительных ремонтов инфраструктуры, совпадавших по срокам с коммерческими или политическими конфликтами.

Вчера министр сообщений Латвии Анрийс Матисс сообщил, что Россия, по неофициальным данным, собирается прекратить транзитную отправку угля и минудобрений через Рижский порт. Он подчеркнул, что информация непроверенная. Но вице-мэр Риги и предправления порта Андрис Америкс сообщил Латвийскому телевидению, что порт получил аналогичную информацию. По его оценке, от перевалки угля Латвия получает около €10 с тонны, прекращение транзита выразится в убытке в €130-140 млн. А и. о. предправления Latvijas dzelzcels (Латвийской железной дороги) Айварс Стракшас заявил уже о том, что компания получила «официальную информацию со стороны России о том, что в связи с плохим состоянием железнодорожных путей по направлению в Латвию в течение двух месяцев будут вестись ремонтные работы». По его словам, о месте повреждения не сообщалось, а запрет на перевозку вступит в силу через десять дней.

РФ не подтвердила информацию о прекращении транзита, заявили BNS в аппарате премьера Латвии Лаймдоты Страуюмы. В ОАО РЖД говорят лишь, что «осуществляют перевозки грузов в сообщении с Латвией в плановом режиме — в соответствии c заявками грузоотправителей, согласованными латвийской стороной», ограничений нет. В монополии «Ъ» пояснили, что некие сезонные ремонтные работы ведутся, но они не влияют на грузопоток.

Основной объем российских грузов на Латвию в июле шел через ФГК (около трети), «Уралхимтранс», «УВЗ-Логистик», Первую грузовую компанию (ПГК), «Новотранс» и «Балттранссервис», говорит источник «Ъ», знакомый с ситуацией. Уголь через Ригу вывозят MIRTrade (трейдер «Сибирского делового союза» — СДС), Carbo One (трейдер «Кузбассразрезугля» — КРУ), СУЭК и «Сибирский антрацит», говорит другой собеседник «Ъ». Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что наибольший объем перевалки (45,7%) в Рижском порту приходится на СДС — 4,4 млн тонн за январь—июль, на втором месте КРУ (21,8%, 2,1 млн тонн), а также «Уралхим» (1,16 млн тонн). Но если у угольщиков есть пространство для маневра, то у «Уралхима», совсем недавно построившего в Риге терминал, положение незавидное, замечает эксперт. Угольные компании и «Уралхим» от комментариев отказались.

Но железнодорожных операторов ситуация тревожит. Источники «Ъ» в отрасли либо ожидают со дня на день закрытия грузооборота, либо уверяют, что уже начались проблемы. Так, говорит один из них, в ряде случаев прекратилась «заадресация» вагонов (принятие заявки на отправку вагона на определенную станцию), закрыт въезд на припортовую станцию, вагоны скапливаются на станциях в Латвии. Другой собеседник «Ъ» говорит, что запрета только ждут. В ФГК от комментариев отказались, в ПГК говорят, что пока никаких аномалий нет. Потеря этого направления невыгодна для российских компаний, отмечает Михаил Бурмистров.

Источники «Коммерсант», близкие к ситуации, полагают, что она связана с политикой. Об этом говорил вчера и Анрийс Матисс: чиновник предположил, что в данном случае это может быть связано с недавним арестом в Латвии экс-председателя правления Latvijas dzelzcels Угиса Магониса, активно работавшего с ОАО РЖД. Господина Магониса подозревают в получении взятки от эстонского поставщика, продавшего компании четыре локомотива.