Светофоры наберутся ума. Где в России появится интеллект на дорогах? | Безопасность | Авто


В прошлом году в России стартовал пятилетний национальный проект «Безопасные и качественные автодороги». Основным направлением масштабной модернизации автомагистралей страны будет внедрение ИТС (интеллектуальных транспортных систем). Несмотря на форс-мажор с пандемией коронавируса и ощутимыми изменениями в экономических планах правительства, которые верстались ещё зимой, в этом году на ИТС всё равно выделят деньги. До конца 2020 года 3,3 миллиарда направят в 22 регионы.

Комиссия проекта во главе с его куратором вице-премьером Маратом Хуснуллиным и министром транспорта Евгением Дитрихом рассмотрели 27 заявок от регионов на выделение средств в рамках ИТС и утвердили финансирование для 22 субъектов. Всего в Федеральное дорожное агентство поступило 56 заявок из 50 регионов. В конкурсном отборе на финансирование ИТС могли участвовать города с населением свыше 300 тыс. человек. Субъекты РФ, заявки которых не были приняты для дальнейшего ранжирования, могут подать их в следующем году. В целом реализация региональной части программы запланирована на 2020 – 2024 годы.

Дорого, но толково

Деньги из казны выделяют на мониторинг состояния автодорог, контроль транспорта, распределение грузопотока через централизованную систему логистики, создание подсистемы за контролем ПДД, метеомониторинг, прокладку оптико-волоконных линий связи и установку камер и систем фиксации. Проще говоря, интеллектуальные транспортные системы ― это оборудование, которым оснащаются городские и региональные дороги (светофоры, камеры наблюдения, информационные табло, «умные остановки», метеостанции), и программное обеспечение, которое это оборудование объединяет в единую систему и позволяет ею управлять.

Эта история не просто про умные термины и красивые цифры в отчетах чиновников – речь идет о жизнях водителей, пассажиров и пешеходов.  Потому что уже доказано на практике: умные дороги – это ощутимое уменьшение количества ДТП и, соответственно, пострадавших в них.

Не секрет, что ИТС довольно дорогое удовольствие. Как отмечает руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, в Москве внедрение умной системы только на начальном этапе обошлось в 16 млрд рублей. Но зато скорость движения выросла на 15%. Чтобы добиться такого же эффекта без ИТС, потребовалось бы построить дополнительно 800 км дорог, что кратно дороже.

Финансирование до конца 2020 года получат Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Курская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская и Тульская области, республики Татарстан, Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия). В список одобренных вошли также заявки от Алтайского, Краснодарского, Ставропольского краев и Ханты-Мансийского автономного округа.

Распределить большегрузы

Как это будет работать на практике?  Например, Ставропольский край получит финансирование на создание подсистемы, которая будет контролировать соблюдение ПДД, мониторить грузопоток тягачей, состояние дорог общего пользования. Планируется установить метеомониторинг трасс. Такие действия снизят аварийность на дорогах, позволят оптимально распределить прохождение грузовых машин, что в свою очередь снизит ущерб экологии, наносимый большегрузами. «Функционирование интеллектуальной транспортной системы предполагает создание единой платформы управления. Благодаря ей станет возможным снизить количество аварийно-опасных участков на автодорогах, уменьшить количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, постепенно устранить загруженность дорог», — отметил министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Евгений Штепа. Проектирование системы заканчивается в декабре 2020 года. Полная реализация проекта ИТС запланирована на 2022 год.

Развитие Кузбасса в 2020-2022 году предусматривает модернизацию автодорог региона с внедрением 20 систем, которые снизят аварийность на 50% и сделают дороги Кемеровской и Новокузнецкой областей экологически чистыми. В проекте ИТС для Кузбасса – прокладка линий связи, установка камер видеонаблюдения за грузопотоком, модернизации весовых пропускных пунктов. В рамках проекта в Кемерово уже установлено 60 модульных контроллеров для управления транспортным потоком, проложено 80 км волоконно-оптических связных линий, установлено 64 камеры мониторинга перекрестков.

В Волгоградской области ИТС направлена на регулировку транспортного потока – система равномерно распределит грузопоток и уменьшит загруженность трасс международного и национального значения. Вторым направлениям модернизации станет объединение всех диспетчерских служб коммунальной сети города и области, что позволит эффективно использовать транспорт и увеличит срок службы региональных трасс. Для Волгограда разработана система КТС – комплексная транспортная схема будет работать на автоматизированной системе контроля, которая оценивает загруженность дорог в реальном времени и равномерно распределяет грузопоток области.

Меньше нарушителей

Свердловская область из федерального бюджета в рамках нацпроекта получит в 2020 году 330 миллионов, рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Денис Чегаев. В Екатеринбурге автоматизированная система управления дорожным движением работает уже несколько лет: к ней подключено 630 светофоров — система следит за их техническим состоянием и переключает в зависимости от интенсивности транспортного потока. В этом году город планирует обновить и внедрить еще несколько подсистем. Например, подсистему обнаружения ДТП и чрезвычайных ситуаций, мониторинга параметров транспортного потока. А в Нижнем Тагиле работа только начинается. В первую очередь здесь создадут центр обработки данных и систему управления светофорами. В планах — покупка программного обеспечения для автоматизированной системы управления дорожным движением и установка модемов. Региональные власти ожидают, что ИТС уменьшат пробки, сократят количество аварий, увеличат скорость реагирования ЧС и повысят привлекательности общественного транспорта.

Кстати, в Нижегородской области  новейшая интеллектуальная система наблюдения за дорожным движением уже  заработала. Её главная задача — убрать с дороги злостных нарушителей ПДД. Она позволяет определить нарушителей даже в плотном транспортном потоке. Но следит она не только за превышением скорости и соблюдением ПДД, она может помочь в погоне за лихачом или отследить водителя, который управляет автомобилем без прав. «Кроме того данная система позволяет выявлять в транспортном потоке водителей, которые уклоняются от уплаты наложенных на них административных штрафов. Можно её использовать для выявления водителей, которые не исполняют своих обязанностей по страхованию гражданской ответственности», — уточняет начальник отдела по пропаганде БДД и организационно-аналитической работе УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской  области Дмитрий Тюлин. Так, за два дня работы систему удалось задержать 16 водителей без прав и найти 2 угнанных автомобиля.

Источник: АиФ