• Сб. Апр 20th, 2024

Система аттестации. Проверять директоров школ будут по-новому | Образование | Общество

Автор:Николай Быков

Мар 5, 2019

В обсуждении системы аттестации педагогических работников России принимают участие представители исполнительной и законодательной власти, руководители региональных органов управления образованием и институтов повышения квалификации, ректоры вузов, директора школ и педагоги, представители профсоюзных организаций. 

В 2020 году может появиться окончательный вариант системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций России. Предполагается создание единой модели аттестации, которая в то же время сможет вобрать в себя наиболее удачный опыт конкретных регионов. 

Единая модель

Сегодня в Москве отработана эффективная система аттестации на соответствие должности руководителя, которая проходит в два этапа. Первый — квалификационные испытания в форме тестирования с использованием автоматических систем по навыкам управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами, информацией. Успешное прохождение первого этапа открывает возможность перехода ко второму: собеседованию с аттестационной комиссией Департамента образования и науки города Москвы. Комиссия оценивает результативность управленческих решений, которые отображаются в аттестационной справке, формируемой автоматически, без участия аттестуемого, на основе данных информационно-аналитических систем и результатов тестирования. 

Фундаментом для формирования такой справки стало электронное портфолио московского директора «База данных управленческих результатов». Этот инструмент управления в течение учебного года пополняется информацией о результатах работы школы: итогах государственной итоговой аттестации, результатах использования ресурсов, участия в городских проектах. Аттестационная справка содержит не только действующие показатели, но и оптимальные значения как ориентир для развития школы и повышения качества образования ребят. 

Таким образом, руководитель может сверить свои «управленческие часы», а члены комиссии получают объективный материал для анализа и вынесения решения в отношении аттестуемого руководителя. Собеседование проводится в очной форме и обязательно для всех кандидатов, кроме тех руководителей, которым присвоено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации». Заседание комиссии транслируется в интернете в онлайн-режиме. 

Архивные записи доступны в разделе «Аттестационная комиссия» на сайте «Школа большого города». Московская процедура аттестации основана на уважительном отношении к времени директора школы: подача заявления на аттестацию, запись на тестирование и формирование аттестационной справки осуществляются в электронном виде, дополнительный сбор документов не требуется. Информационные материалы для подготовки размещены на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяна Голикова в ходе работы всероссийской конференции «Путь к успеху» предложила рассмотреть вопрос об уходе от повышения квалификации ради документа по аттестации: «Это должны быть иные подходы для выявления профессиональных ориентиров педагогического состава, более современные». 

Планируется формирование независимой и добровольной для педагогов общероссийской системы оценки профессионального мастерства и квалификации: во всех регионах будут созданы специальные центры. 

Между тем в Москве успешно реализуется модель аттестации учителей, которая не зависит от воли чиновников, проводится в автоматическом режиме на основе динамики результатов учеников, учитель не тратит время на составление отчетов и сбор документов. Для ее прохождения в электронном виде необходимо лишь выбрать категорию и подать заявление. Результаты работы и само заявление рассматриваются Городской аттестационной комиссией без участия учителя. «Московская модель действительно облегчает положение учителя и не дает ему дополнительной нагрузки, является объективной благодаря тому, что существует очень большая информационная база, которая позволяет реально оценить и профессиональный уровень, и вклад учителя в развитие всей системы», — считает председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Марина Иванова.

Источник: АиФ