• Чт. Мар 28th, 2024

Заместитель Министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков провел брифинг по вопросу ликвидации последствий схода оползня в Бурейское водохранилище

Автор:Николай Быков

Фев 12, 2019

12.02.2019 (18:05)

[embedded content]

Добрый день, уважаемые господа!

11 декабря 2018 года в Верхнебуреинском районе Хабаровского края, в районе впадения ручья Средний Сандар в реку Бурея, произошло смещение скального грунта. В этой сложной климатической, географической и геологической зоне природа всегда приносила массу сюрпризов, но этот оползень стал одним из крупнейших за последние годы.

Объем сошедшего скального массива составил порядка 34 млн кубических метров, из них 4 млн находились на поверхности. Очевидно, что перемещение таких колоссальных объемов не прошло бесследно, и русло реки Бурея было перекрыто полностью. Природа создала естественную плотину, протяженностью 740 метров, шириной до 500 метров и высотой до 60 метров.

В сложившейся ситуации повышение уровня воды в верхней части водохранилища во время весеннего половодья привело бы не только к масштабным экологическим и природным катаклизмам, но и к социальному бедствию — подтоплению трех населенных пунктов Хабаровского края (с. Чекунда, пос. Станции Эльга, с. Усть-Ургал), в которых проживают свыше 650 человек.

Этой же участи ожидали автомобильные и железнодорожные коммуникации Байкало-Амурской магистрали — важнейшей транспортной артерии в данном регионе.

Более того, непринятие своевременных мер неизбежно повлекло бы потерю аккумулирующей емкости Бурейского водохранилища.

В целях исключения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и восстановления гидрологического режима Бурейского водохранилища 8 января Президентом Российской Федерации было поручено Минобороны России организовать расчистку русла реки.

Решением Министра обороны Российской Федерации для координации действий и контроля выполнения специальных задач в Центральных органах военного управления была создана оперативная группа. Не теряя ни минуты времени, офицеры и генералы из её состава уже в течение первых суток (с 10 по 11 января) провели рекогносцировку района обрушения скального массива.

В ходе рекогносцировки выяснилось, что у многих наших гражданских коллег сложилось пессимистичное мнение, что с горой, перегородившей реку, ничего не получится сделать, а близлежащая территория весной будет затоплена.

И на то у них были все основания, так как для ликвидации последствий оползня сложились крайне неблагоприятные условия:

— значительная удаленность от необходимых источников жизнеобеспечения;

— практически полное отсутствие транспортной инфраструктуры;

— крайне низкие температуры (до минус 36 градусов) для выполнения тяжелых работ;

— высокая влажность в сочетании с сильным порывистым ветром и т.д.

И, конечно, все эти негативные факторы были учтены нами при определении объемов и способов решения задачи, выполнении расчетов на проведение взрывных работ.

Хочу подчеркнуть, что устранить затор необходимо было до потепления, в короткие сроки.

В результате напряженного труда оперативной группы в сжатые сроки были подготовлены все необходимые планирующие и распорядительные документы, и в соответствии с разработанным замыслом в период с 11 по 14 января сформирована самодостаточная группировка сил и средств, основу которой составили подразделения материально-технического обеспечения и инженерных войск Восточного военного округа.

Всего для ликвидации последствий схода оползня было задействовано более 500 военнослужащих самых различных специальностей, 46 единиц военной и специальной техники, в том числе шесть вертолетов.

Непосредственно в районе обрушения скального массива выполняли задачи более 230 человек — в составе сводного отряда ликвидации последствий. Хочется отметить особо, что вклад каждого из военнослужащих в общее дело неоценим.

В кратчайшие сроки (менее чем за двое суток) на аэродром Украинка в Амурской области были переброшены все необходимые материальные средства в объеме 500 тонн. В первую очередь, это инженерные боеприпасы и взрывчатые вещества.

Их доставка осуществлялась:

— воздушным транспортом — на расстояние более 6 тыс. километров (это в два раза больше протяженности Западной Европы — 3 тыс. км с запада на восток);

— железнодорожным — более, чем на 1,3 тыс. километров.

Всего на это потребовалось 30 часов, при том, что скорость движения железнодорожного транспорта достигала рекордных показателей — более тысячи километров в сутки.

Непосредственно в район выполнения задач силами армейской авиации (Ми-8 и Ми-26) было доставлено более 260 тонн тротила и свыше 50 тонн других материальных средств. Также вертолетами Ми-26 на место выполнения работ осуществлена переброска сверхмощного бульдозера и шести единиц автомобильной техники.

Для доставки тяжелой техники от населенного пункта Ушман к месту обрушения скальных пород в сложной горно-лесистой местности (в течение трех суток) была проложена полевая дорога общей протяженностью более 80 км. В последующем её смогут использовать для собственных нужд местные жители.

Для обеспечения действий созданной группировки войск в районе выполнения задач была развернута и подготовлена к автономной работе вся необходимая полевая инфраструктура:

— полевой лагерь на 250 человек, в том числе палатки для отдыха, пункты приготовления пищи и питания, медицинский пункт, полевой душевой блок;

— три вертолетные площадки (две — для Ми-26 и одна — для Ми-8), оборудованы полевые склады для приема материальных средств, доставляемых воздушным транспортом.

В соответствии с разработанной дорожной картой расчистка русла реки была организована в два этапа.

На первом (с 18 января по 1 февраля) последовательным проведением буровзрывных работ нам удалось в образовавшемся природном заторе оборудовать проран (свободная (не перекрытая) часть русла реки, предназначенная для пропуска воды реки при строительстве гидротехнического сооружения, либо узкий проток в косе, отмели или спрямленный участок реки, образовавшийся в результате прорыва излучины).

При этом посредством подрывов (с расходом 167 тонн тротила и 463 кумулятивных зарядов) выработано более 90 тыс. кубометров скального грунта.

1 февраля произведен подрыв технологической перемычки подготовленного прорана, в результате которого гидравлическая связь верхней и нижней частей Бурейского водохранилища была восстановлена.

Параметры образовавшегося прорана составили: длина — до 200 м, ширина — до 35 м, глубина — до 20 м, пропускная способность — до 1,6 тыс. кубометров в секунду.

На втором этапе (со 2 по 10 февраля) проведены буровзрывные и инженерные работы землеройным комплексом по расширению прорана.

На сегодняшний день его параметры достигли ширины — от 100 до 150 метров, глубины — до 23 метров и длины — 254 метров. Пропускная способность воды возросла до 1,6 тыс. кубометров в секунду. То есть положительная динамика налицо.

В ходе выполнения работ произведено 11 подрывов с применением около 300 тонн взрывчатых веществ (около 260 тонн тротила и свыше 500 кумулятивных зарядов). Общий объем выработки скальных пород превысил 470 тыс. кубических метров.

В целом, выполненный комплекс мероприятий позволил восстановить гидрологический режим Бурейского водохранилища и снять угрозу затопления расположенных на его берегах населенных пунктов Хабаровского края и Байкало-Амурской магистрали.

Таким образом, Министерством обороны, несмотря на сложные климатические условия, отсутствие дорожной инфраструктуры, колоссальные объемы завала, полностью была выполнена задача, поставленная Президентом Российской Федерации, по исключению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и восстановлению гидрологического режима Бурейского водохранилища на 10 дней раньше намеченного срока.

Отмечу, что операция по перемещению таких колоссальных объемов сошедших скальных пород для расчистки русла реки абсолютно уникальная и не имеющая аналогов. Вооруженные силы приобрели беспрецедентный опыт в выполнении такого рода задач.

Все военнослужащие и представители других ведомств, участвовавшие в операции по ликвидации последствий оползня, представлены к наградам.

В настоящее время полностью устранена угроза подтопления населенных пунктов, автомобильных и железнодорожных коммуникаций Байкало-Амурской магистрали, а Бурейская гидроэлектростанция восстановила аккумулирующие мощности.

Департамент информации и массовых коммуникаций

Метки:

Наверх

Сообщает: Министерство обороны Российской Федерации