«Посадка на авианосец» — это запланированная катастрофа


В Средиземном море разбился МиГ-29-К с крейсера «Адмирал Кузнецова». Информацию подтвердили в Минобороны России. Авиапроисшествие произошло во время проведения учебных полетов.

Летчик катапультировался, его здоровью угрозы нет. Детали происшествия сообщает Fox News: три российских истребителя МиГ-29 взлетели с крейсера и взяли курс в направлении Сирии. Уже в воздухе у одного из военных самолетов возникли технические неполадки, из-за которых он развернулся и направился в сторону авианосца.

По данным разведслужб США, истребитель упал в воду при попытке совершить посадку на палубу авианосца. Спасательный вертолет России подобрал пилота.

Каковы возможные причины авиапроисшествия? Насколько надежны самолеты МиГ- 29, находящиеся на борту «Адмирала Кузнецова»? Ведущий «Коммерсантъ FM» Марат Кашин обсудил тему с президентом Института стратегических оценок Александром Коноваловым.

— Расскажите, пожалуйста, про эти самолеты, как давно на вооружении находятся МиГ-29, насколько они надежны?

— В начале 2016 года приступили к формированию нового авиакрыла для «Адмирала Кузнецова». Сейчас фактически считается, что на нем базируется порядка 20 МиГ-29, продолжают эксплуатироваться Су-33 как основная ударная сила. Но МиГ-29, вообще говоря, — это достаточно старая разработка, очень надежная, очень отработанная, на которой летают и наши пилотажные группы, и которые мы активно экспортируем. Я думаю, что в принципе каких-то специальных возражений против машин нет, просто эксплуатация самолетов с палубы авианосца — это технически исключительно сложные задачи.

— Но ведь что-то с ним случилось уже после взлета, когда он на несколько километров отлетел от авианосца?

— Мы не знаем всех деталей происшествия. Но происходят всякие отказы техники, тем более, что нет на авианосце катапульт, и самолет, когда запускается, просто «подпрыгивает» на трамплине в конце палубы.

— Британский журнал Combat Aircraft со ссылкой на свои источники сообщает, что на борту авианосца для похода в Сирию были четыре самолета 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, и что сейчас в полку идет освоение недавно поступивших на вооружение самолетов. Возможно, эти новые машины отправились к Сирии, на них еще совсем мало летали?

— Поскольку все-таки остается МиГ-29, ходил в Сирию или не ходил корабль с этими самолетами, не так уж важно. Здесь важны летные характеристики самолета. Я думаю, основные его узлы и агрегаты проверены уже многолетним опытом. Но, повторяю, вы представляете, на 300 метрах разогнаться до взлетной скорости и очень точно рассчитать, сколько ты залил топлива, сколько ты взял бомбовой нагрузки, несешь ли ты ее — от этого зависит очень многое. Как у американских летчиков принято говорить, посадка на авианосец — запланированная катастрофа. Самолет должен притереться к палубе авианосца, коснуться ее шасси, в этот момент у него из-под хвоста выскакивает крюк, который хватается за нейлоновый трос аэрофинишера, и он должен остановить его до нулевой скорости.