«Транснефть» доживает последние дни, полагают наблюдатели


В ближайшее время естественная монополия «Транснефть», на балансе которой находятся практически все магистральные нефтепроводы страны, прекратит свое существование и будет разделена на несколько частей, которые, в свою очередь, поступят в распоряжение более эффективных нефтяных компаний. Об этом сообщает «КП»  со ссылкой на источник в администрации Президента РФ. Такой шаг связан с пересмотром государственной стратегии по поставкам нефти российским и зарубежным потребителям.

По информации Контрольно-ревизионного управления президентской администрации, предоставленной в распоряжение издания, идея состоит в том, чтобы отделить транспортные функции «Транснефти» от сервисных и распределить все эти активы среди активных игроков на нефтяном рынке — крупных компаний со значительным государственным участием в уставном капитале. Будет проведен аудит активов и при содействии Комиссии при ТЭК при президенте РФ выработаны алгоритмы и определены сроки передачи их в распоряжение профильных предприятий. В числе тех, кто получит «кусок» «Транснефти», называют «Газпромнефть», «Роснефть» и «Лукойл».

«Транснефть» — громоздкая и неэффективная в нынешних рыночных реалиях структура, объясняют специалисты. Ее транспортная система начала строиться еще в 60-х годах прошлого века и была сориентирована строго на страны Восточного блока. Сейчас, с глобализацией российского нефтяного бизнеса, в существовании «Транснефти» в ее нынешнем состоянии нет никакого смысла. Немаловажно, что работой «Транснефти» недоволен и президент — в частности, у Владимира Путина есть серьезные претензии к реализации «Транснефтью» поставок сырья в Китай. «Стратегия Путина — это путь наращивания российского присутствия на энергетических рынках всего мира. Реорганизация «Транснефти» даст крупный синергетический эффект, ибо лишние звенья только мешают бизнесу», — полагает и независимый эксперт Егор Чижов, занимающий пост вице-президента Центра политтехнологий.