«Реклама» бизнесмена Сергея Соловьева в СМИ выявила уязвимые места российских изданий


Менеджер по продажам одной российской фирмы Сергей Соловьев судится с журналом Forbes — он требует 5 миллионов рублей в качестве возмещения морального ущерба, который ему якобы нанесла апрельская публикация в издании его интервью. Он заявляет, что никогда не беседовал с журналистами Forbes, а после того, как жена прочитала о его, якобы, баснословных доходах, она подала на развод, посчитав, что муж много лет скрывал от нее свое истинное финансовое состояние.

В публикации так же говорилось о политических амбициях Соловьева и его притязаниях на депутатский мандат в одном из городов Урала. Эта история стала поводом для обсуждения в июньских выпусках многих российских СМИ. Тем более, текст интервью, практически, без изменений, появился не только в нескольких региональных изданиях, но и в федеральных «Комсомолке» и «Аргументах и фактах».

Издание «Интеррайт», разбиравшееся в ситуации, выяснило, что в рекламном отделе Forbes, действительно, был получен заказ на большое интервью с Соловьевым, но заказчиком и даже автором всего текста был предприниматель Андрей Михайлов, который сам в этом признался. Он сказал, что во всей публикации реальными были лишь фотографии Соловьева, взятые из социальной сети, а все остальное было придумано для того, чтобы проверить, «российские СМИ на продажность». Михайлов увлекся медийными технологиями еще в 1996 году, и даже успел поработать в предвыборном штабе Бориса Ельцина. Лента.ру, «Московский комсомолец», «Новая газета провели собственные расследования инцидента, и считают, что Михайлов — не главная фигура в этой истории, и отвели ведущую роль крупному бизнесмену и ресторатору Евгению Пригожину, имеющему тесные договорные отношения с Министерством обороны и Кремлевской администрацией.

Тем не менее, то, что скандал попал на страницы многих центральных газет, а его детали освещались в специализировавшейся на таких историях «Газете о газетах», дает повод российским журналистам подумать о том, как внимательнее относиться к заказным материалам, проверяя их правдивость, считает «Интеррайт». Ведь не исключено, пишет издание, что появление в Фейсбуке и ВКонтакте неких сообществ «За чистую прессу», утверждающих, что владеют информацией о многих подобных историях, может означать начало настоящей всероссийской кампании против федеральных изданий.