«Газпром» начал терять репутацию и клиентов в мире


«Близорукая политика руководства в отношении ситуации на мировом рынке газодобычи может дорого обойтись «Газпрому», — отмечает «Независимая газета». По мнению издания, корпорация последовательно упускает все шансы не только занять новые рынки, но и сохранить традиционные, где доля российского газа стабильно падает.

Речь идет, прежде всего, об американском рынке, доступ на который оказался потерян после переноса освоения «Газмпромом» Штокмановского месторождения в Баренцевом море на 2019 год. США не стали ждать, предпочтя в качестве альтернативы собственный сланцевый газ стоимостью всего 80 долларов за тысячу кубометров.

Цены «Газпрома» оказываются камнем преткновения и на европейском рынке. Европейцам надоело переплачивать за «голубое топливо» из России: только за прошлый год разница в цен по долгосрочным и спотовым контрактам составила около 155 млрд долларов. Растет на рынке Европы и конкуренция. В этих условиях действия «Газпрома» ограничиваются предоставлением 7-10% скидок, что оценивается экспертами как недостаточные.

Наглядной иллюстрацией политики руководства «Газпрома» является и позиция по поводу антимонопольных требований Еврокомиссии о разделении бизнеса по добыче, продаже и транспортировке газа. Доводы российской стороны о неэффективности трубопроводного бизнеса директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает ложными. По его мнению, транспортировку газа убыточной делает сам «Газпром» — с помощью гигантских проектов новых, не обоснованных с точки зрения экономики трубопроводов.

Как следствие: за год капитализация «Газпрома» упала на 30%, выведя ее на уровень самых дешевых среди крупных нефтегазовых компаний мира.